Найти тему
Понятное Прошлое

Почему Россия потеряла влияние на страны СНГ? Ошибки, которых можно было избежать.

За почти три десятилетия, что прошли с момента развала СССР, Россия, имея ряд важнейших стратегических преимуществ по отношению к другим странам СНГ, встречает 2020-е десятилетие с крайне неустойчивыми позициями у себя "на заднем дворе". Казалось (а кому то и продолжает казаться), что Россия неизбежно будет центром притяжения всех стран СНГ и будет сохранять статус ведущей державы региона, однако реальное положение отличается от такого расклада.

Россия играет важнейшую роль в социально-экономической жизни всех стран СНГ - это важнейший рынок сбыта продукции (например, для Беларуси или Казахстана), рабочий рынок (переводы физ.лиц, работающих в России, в страны Средней Азии составляют важную часть ВВП этих стран), поставщик сырья и транзитный коридор. При всей этой зависимости мы видим, как в последние десятилетия происходят случаи напряжений и даже конфликтов бывших Республик СССР с Россией - война с Грузией в 2008 г., конфликт в Донбасе в 2014 г., приход Пашиняна в Армении, капризы Лукашенко в Беларуси, прокитайский вектор правителей стран Средней Азии. И было бы неверным утверждать, что это результат каких-то разовых действий или кампаний - обычно приводятся аргументы финансирования и организации таких враждебных России действий со стороны США, Великобритании и стран НАТО в целом. Но дело в том, что у России был набор возможностей предотвратить подобные выпады, а не тушить возникающие пожары.

Скупка основных активов

Беларуськалий, чистая прибыль в 2018 году - 374 млн. $
Беларуськалий, чистая прибыль в 2018 году - 374 млн. $

Основу любого режима в рамках СНГ определяет определенный набор ключевых предприятий, обеспечивающих поступление выручки и налогов. Большинство стран СНГ не могут нормально существовать без России, но свой статус, преференции и субсидии (сколько миллиардов долларов было выдано одной только Беларуси!) наша страна обменивала на какие-то абсолютно сиюминутные выгоды, хотя правильным было поступательно скупать и получать контроль над экономками стран СНГ (мы вам газ - вы нам 51 % акций лучших предприятий). Россия богатая страна - на эти цели можно было бы смело пускать и резервы того же ФНБ (в итоге в 2020 году эти средства пойдут на выкуп Сбербанка Правительством у ЦБ, т.е. перекладыванием средств из одного кармана в другой). Если бы мы начали такую политику в начале 2000-х, когда средства от нефтегазовых доходов были запредельные, сейчас мы не имели даже гипотетического риска "восстания" соседних государств - они были бы связаны по рукам и ногам.

Финансовый союз

Российский рубль не имеет свободного хождения в странах СНГ
Российский рубль не имеет свободного хождения в странах СНГ

Почему наши соседи могут позволить вести двойную игру с Россией, получая финансирование от недружественных стран? Ответ прост - Россия не контролирует эти финансовые потоки, и никак на них влиять не может. Главным упущением стало не появление национальных финансовых систем в результате краха СССР, а их сохранение. Российский рубль не является резервной валютой стран СНГ, не является свободным платежным средством (как Евро в ЕС), а потому любая страна СНГ может самостоятельно определять финансовую политику, а финансы - это и есть реальная власть.

Военный альянс

Саммит ОДКБ
Саммит ОДКБ

Странно, что Россия, имея долгий опыт отношений с блоком НАТО, не извлекла пользы из того, как правильно устанавливать гегемонию со странами-партнерами. Мы тратим колоссальные деньги на модернизацию вооружений, но отдачи от этих средств не получаем, хотя могли бы - если бы российская армия в составе союзного контингента была превалирующей силой в регионе. За свою безопасность страны СНГ платили бы деньги, позволяя еще сильнее расширять военное и политическое присутствие. Однако максимум, что было сделано - формирование крайне сомнительного альянса ОДКБ, страны которого по важным вопросам зачастую не выступают с поддержкой России (Крым, Абхазия), а их непосредственное вовлечение заключается в проведении совместных военных учений. Но есть сомнения, что в случае военного конфликта безнадежно устаревшая военная техника и неопытный армейский состав внесут серьезную лепту в общее дело.

Таким образом очевидно, что реальные возможности и инструменты принуждения и подчинения стран СНГ у России всегда были, однако ни одним из них в должной мере мы так и не пользовались. Какие последствия этого нас ждут дальше - тяжело сказать.

Читайте также:

- Кого Россия определит следующим президентом Беларуси? Основные кандидаты

- Чем развал НАТО опасен для России. Краткий обзор

- Россия и Беларусь. Какие методы в таких ситуациях применяли римские императоры?

Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.