Наверное, у каждой девочки-подростка случается влюблённость в киноактёра или певца. Я, например, влюбилась в детстве в артиста Олега Даля, которого впервые увидела в замечательном детском фильме "Старая, старая сказка", где он сыграл две роли - бедного странствующего кукольника и весёлого бравого солдата в придуманной им сказке.
В сказке все заканчивалось чудесно - принцесса (которую играла Марина Неёлова) полюбила солдата, а в жизни сказочника - всё с точностью наоборот.
Потом был многосерийный остросюжетный фильм "Вариант "Омега" про героического советского разведчика, сумевшего перехитрить фашистов на оккупированной ими территории Прибалтики. Особенно я переживала, конечно, за персонажа Олега Даля, сыгравшего в фильме главную роль.
Еще Даль мне нравился в приключенческом фильме "Земля Санникова", где он сыграл одного из путешественников-авантюристов, отправившихся за Полярный круг в поисках мифической теплой земли, богатой золотом.
А как он был величественно обаятелен в роли принца в мини-сериале "Приключения принца Флоризеля", снятом по мотивам приключенческих повестей Р.Л. Стивенсона - "Клуб самоубийц" и "Алмаз раджи"!
Диапазон ролей Олега Даля был очень широк - от комедийных до трагических. Одна из самых сильных его ролей - роль шута в трагедии Григория Козинцева "Король Лир" - до мурашек по коже.
А в драме "Плохой хороший человек" Иосифа Хейфеца по мотивам повести Чехова "Дуэль" блестящий дуэт Олега Даля (Лаевский) и Владимира Высоцкого (Фон Корен), сыгравших двух противоположных по темпераменту, мировоззрению и воспитанию людей, дошедших в своём неприятии друг друга до дуэли - незабываем.
Даль очень часто отказывался от ролей, представлявшихся ему неинтересными - так, он отверг приглашение Михаила Козакова на главную роль в фильме "Безымянная звезда", отказался играть Женю Лукашина в "Иронии судьбы или с легким паром"; показалась ему слабой и роль в фильме Александра Митты "Экипаж", которую с успехом сыграл Леонид Филатов.
Тем более категорически он не видел себя в конъюнктурных ролях всевозможных передовиков социалистического производства, пламенных комсомольцев и прочих героев соцреализма.
Зато одной из самых его любимых ролей, которой он очень дорожил, и считал одной из лучших в своей карьере, была роль инженера Зилова в драме "Отпуск в сентябре", снятой по пьесе Вампилова "Утиная охота". В мятущемся Зилове, у которого объективно в жизни всё совсем неплохо, но - "нет, ребята, всё не так, всё не так, как надо" - как пел его друг Высоцкий, Даль узнавал, наверное, самого себя.
Своё непростое ощущение жизни Олег Даль выражал в стихах. Вот одно из его стихотворений, написанных в январе 1981 года:
"Мне снилось...
Поле. И овраг. И пересохшая трава.
Шуршанье ветра. И опять овраг.
И далеко
Летела лошадь. Горизонт рвала
Осипшим ржаньем...
Одиноко...
Солнце уходило. Всё стало красным
Только тень моя чернела.
И жаркий ветер стих, а воздух стал тяжёл.
А лошадь?
Как будет жить одна? Без седока?
И крик её в душе моей навеки
Поселился...
И мечется, и бьётся, и хрипит,
И вырваться не может.
Так жизнь промчится
Одиноким зверем. Нигде свой путь
Не отмечая вехой,
Питая душу призрачною верой,
Что память о тебе
Останется в степи безмолвной
Гулким эхом."
Переживая смерть Высоцкого, с которым Даль был очень дружен и внутренне похож невидимым миру оголённым нервом, Олег сказал на его похоронах: "После Володи останутся его песни. После меня - мои фильмы".
Даль пережил Высоцкого всего почти на полгода, он умер 3 марта 1981 года в возрасте 39 лет. А высказывание оказалось пророческим - фильмы с его участием вошли в историю навсегда и сделали актёра незабываемым.
Спасибо, что вместе со мной вспомнили о замечательном советском артисте - Олеге Дале.
До встречи!