Найти тему
Кино-Панк

Что делать, если пристаёт начальник: разбираем фильм «Скандал»

Кадр из фильма «Скандал»
Кадр из фильма «Скандал»

На экраны вышла женско-политическая драма о харассменте и власти – «Скандал». Мария Михайлова рассказывает, насколько острым и уместным получилось новое высказывание на скандальную тему.

«Скандал» - полудокументальная картина, но с сильным художественным вмешательством (о чем предусмотрительно напоминают в начальных титрах). Некоторые персонажи (например, героиня Марго Робби) выдуманы для большей выразительности, а диалоги и события подчинены законам композиции. Но центральный конфликт картины, безусловно, достоверен: зрителю рассказывают о скандальной истории ведущей канала «Фокс» Гретхен Карлсон, которая подала иск об обвинении в домогательствах на основателя компании Роджера Эйлса. Историю ее борьбы, а также истории морального выбора двух других героинь из «Фокс» (между работой и истиной, подчинением и справедливостью) - и рассказывает «Скандал».

Кадр из фильма «Скандал»
Кадр из фильма «Скандал»

Антагонист этой истории Роджер Эйлс скончался в 2013 году. И вот меньше чем за три года про него снят документальный фильм, минисериал и – теперь – полнометражный художественный фильм. Бывший основатель «Фокс» стал хорошей и удобной мишенью – исторической фигурой с уже доказанной виной и громким делом, которое отлично ложится в общую повестку волны дел о домогательствах. Но если само упоминание и использование фигуры Эйлса в кинофильме оправдано, понятно и может восприниматься без подтекста, как действительно громкое и важное для США дело, то активное упоминание Дональда Трампа выглядит двусмысленным. Фактически, скандал с будущим президентом не влияет на сюжет настолько, чтобы о нем можно было говорить долго – однако именно на Трампе сфокусирована вся первая треть повествования. Поначалу это даже отвлекает от основного замысла картины и создается впечатление, что именно о политических играх «Фокс» хотят рассказать зрителю. Телеканал, как консервативное СМИ, поддерживал Трампа - и в картине очень усердно показывают, как ведущих, которые вынуждены его поддерживать, задевают его агрессивные сексистские высказывания. Картина вышла в американский прокат в конце декабря – в разгар импичмента против президента США. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что картина вуалирует под женской историей политический контекст и пытается дискредитировать Дональда Трампа, но и не может не вызывать подозрений. Это портит впечатление о фильме как о художественном произведении, которое изначально ставит перед собой совсем другую задачу – рассказать о борьбе женщин за право быть неприкосновенными.

Кадр из фильма «Скандал»
Кадр из фильма «Скандал»

Впрочем, с основной целью картина все же справляется, хоть и не без погрешностей. Неподготовленному зрителю будет сложно разобраться в структурах и связях, о которых идет речь, не теряя из виду сюжет. Фильм вводит аудиторию в рабочий процесс телевидения, знакомит с основными механизмами, с властной и управленческой системой, но вынужден делать это в весьма сжатых объемах, чтобы не растягивать сюжет. Но даже несмотря на трудности с восприятием, картина успевает раскрыть самые важные элементы – в основном, с помощью портретов трех главных героинь. Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби серьезно влияют на понимание всего фильма своей актерской игрой, потому что хорошо демонстрируют тот спектр факторов и эмоций, с которым сталкиваются женщины, пережившие харассмент. Одна – ведущая, которая боится рассказывать правду, потому что действительно многим обязана Роджеру (который в целом показан как сложный герой и не представлен воплощением зла). Вторая – уставшая и готовая на все женщина, которая чувствует себя в студии объектом, красивой куклой, а не полноценной ведущей. Третья – молодая и пробивная девушка, которая еще не знает, как относиться к унижению и домогательствам, потому что готова подчиняться правилам игры, которую начали намного более опытные люди.

Кадр из фильма «Скандал»
Кадр из фильма «Скандал»

Фильм не показывает зрителю ту степень ответственности, которую несут героини, молчавшие много лет, чтобы сохранить карьеру, или рассказать об обратной стороне «волны исков за домогательства» – создатели не рискнули пойти так далеко и углубиться в тему. Но, пожалуй, именно главное актерское трио смогло вывести «Скандал» на уровень неплохого кино. Картина попыталась объяснить, что думают и чувствуют женщины, которым довелось пережить насилие – и это действительно важный и нужный посыл, который может вдохновить других женщин не молчать и противостоять подобным случаям. Но фильм не дотягивает до действительно глубокой аналитики и не пытается задавать провокационные вопросы – и это не позволяет ему встать на уровень выше среднего.