Наверное, многие за последнее время читали в различных источниках о «войне» верхних и нижних полок.
Эта тема всегда была довольно острой, но в начале 2020 года она получила новый виток споров и обсуждений. РЖД ввел новый образец электронных билетов, где было написано, что «нижняя полка» должна пускать вниз «верхнюю полку». Точнее, там было написано – ПОЗВОЛЯТЬ! Но, граждане, как всегда поняли это по-своему. Честно, я даже не видел этих билетов. Покупая электронные билеты в январе-феврале, мне приходили билеты всё в той же форме, что и раньше – в 2019, 2018 гг.
Относительно недавно, на наших железных дорогах появились двухэтажные вагоны. Для тех, кто регулярно путешествует в Москву, Питер, на юг нашей необъятной страны – этими вагонами не удивишь. Но, наверняка, есть и те, кто еще даже ни разу их не видел. По логике, в таком вагоне должно быть в два раза больше мест. На деле двухэтажный купейный вагон вмещает в себя 64 места, против 36 стандартный. Часть пространства вагона уходит на другие нужды. Ну да всё равно – или 64 или 36? Разница есть. Получается 8 купе по 4 места в два этажа. Не буду подробно вдаваться в минусы и плюсы – эта информация есть в сети, кто желает – может подробно всё проанализировать. Скажу лишь, что одними из главных минусов пассажиры называли низкие потолки и ограниченное место для багажа. И как это всё отнести на проблему верхних - нижних полок? Да очень просто! Нужно делать двухэтажные вагоны без верхних полок! Получится 16 купе по 2 места = 32 места. Чуть меньше, чем стандартный вагон. Конечно, и сейчас есть такие – называются СВ! Но почему-то цены в них очень высокие. Скорее всего, из-за сопутствующих удобств, а нужно делать всё максимально бюджетное. Ну или как вообще фантастический вариант – трехэтажные вагоны!!!
Возможно, есть технологические ограничения, но ведь и двухэтажные вагоны лет двадцать назад казались фантастикой! Опять же, делать такие вагоны без верхних полок, поэтому потолок можно максимально сократить до 1,70 или 1,75 метра. Ничего, если тот, кто выше чуть пригнется или просто не будет брать билет в такой вагон. Мало места для багажа? Так для некоторых он и не нужен! Это как в самолете – есть бесплатная ручная кладь, а дальше – плати! Почему кто-то ездит в поезде налегке и должен платить так же, как другие, у кого по десять сумок??
В общем, самое главное – это безопасность. И техническая возможность создания таких вагонов, а спрос на них, очевидно, будет. Ведь преимущества очевидны – нет верхних полок и нет конфликтов по этому поводу, большая вместимость вагона, а следовательно и низкая себестоимость билета!