ПЁТР МАМОНОВ В МОСКВЕ. КАК ЭТО БЫЛО
Пётр Мамонов – кто это? Если б вы смогли задать такой вопрос его современникам в разное время, то наверняка поразились тому, насколько разные прозвучали бы ответы.
Для партийных товарищей он – выросший в центре Москвы парень из интеллигентной семьи, который нажил себе проблем ещё со школы, из которой был дважды отчислен. То с разбегу в четвертом классе фанерный шкаф головой насквозь пробьёт, то из простыни белые брюки-клёш сошьёт на выпускной, а то, чтобы в армию не идти, в психбольницу ляжет. Да и одеваясь как «стиляга», тусуясь с «хиппи», он явно старался привлекать внимание к своему нестандартному видению мира.
Для начальников на работе он «летун», сменивший множество профессий – наборщик в типографии, корректор и заведующий отделом писем в журнале «Пионер», переводчик английской, датской, норвежской и шведской поэзии, банщик-массажист, лифтер в Доме Литфонда, кочегар в котельной на теплоэлектроцентрали и грузчик в продуктовом магазине. Асоциальных черт гражданина, идущего против идей общества, Петру добавляли и начинавшиеся проблемы с алкоголем.
Для любителей рок-музыки, приходивших на подпольные вечеринки 80-х, Мамонов – атипичный и эпатажный музыкант, дружный с участниками таких коллективов как «Зоопарк», «Кино» , «Браво», «Аквариум». С ними, будучи лидером своей рок-группы «Звуки Му», Пётр не только обменивался опытом, но и давал совместные выступления. Постоянный поиск своего, особенного и лучшего звучания, сделал команду популярной настолько, что 1987-й год коллектива прошёл в активных гастролях почти по всему Советскому Союзу, а 1988-й, после концертов в Венгрии и Италии, подарил контракт с английским продюсером Брайаном Ино. Благодаря ему в начале 1989 года коллектив надолго покинул страну: последовали туры по Франции, Германии и Великобритании.
Все почитатели театрального таланта Петра Николаевича помнят его дебют 1992 года в Московском драматическом театре Станиславского в спектакле «Лысый брюнет». Он-то и проторил актёру дорогу к личным моноспектаклям «Есть ли жизнь на Марсе?» и «Шоколадный Пушкин», что произвели настоящий фурор в начале двухтысячных. Явно не чуждо искусство театра нашему герою и посейчас, когда он активно играет пьесу «Как я читал святого Исаака Сирина».
Однако опыт Мамонова в кино ныне, безусловно, вышел вперёд. Любой обыватель уверенно перечислит хотя бы пару ролей артиста, но, я думаю, каждая из них особенная. Начиная с Хирурга в «Игле» и Саксофониста в «Такси-блюз», заканчивая столь проникновенными ролями отца Анатолия в фильме «Остров» и Шатуна в «Иерей-сан», актёр не столько играл, сколько жил в кадре, показывая зрителю всё разные вариации своего непростого характера. И сколь много этих оттенков души – столь часто я буду рад узнавать их в новых героях.
Но, придя 7 февраля в «АкадемДжазКлуб» на вечер столь многогранного человека, я, откровенно говоря, не знал какого именно Петра Мамонова увижу сегодня. Кто из вышеописанных персонажей предстанет предо мной? Рок-музыкант, поэт, актёр, артист? Или они будут раскрываться на сцене один за другим? Ответ на эту загадку мне предстояло получить в течение пары часов.
В означенное время, неожиданно пройдя сквозь зал к сцене, Пётр Николаевич появился перед публикой в свитере, джинсах и кроссовках, словно просто зашёл в гости пообщаться со старыми друзьями. Именно в этом ключе и проводилось дальнейшее общение между ним и залом: приветственно помахав рукой на первые аплодисменты, подключив гитару и пожелав всем приятного аппетита, музыкант уверенно начал первую, концертную часть встречи, двумя мощными хитами «Серый голубь» и «Тёмный Му». Сыграв обе песни без пауз, артист тут же взялся за третью, более спокойную по мотиву и более насыщенную эмоциями, «Мне приснился сон».
Особенно удивительно звучали тексты группы «Звуки Му» в шикарном зале, где на каждом квадратном метре царила роскошь. Мраморные колонны и потолочная люстра венецианского стекла метра три диаметром, шикарные костюмы и платья гостей, хрустальные бокалы и дорогие вина ощутимо контрастировали с текстами, полными глубинных волнений, что сдабривались безудержной энергией гитарных струн и глубоким голосом исполнителя. Однако Петра Николаевича весь этот шик-модерн нисколько не смущал, он чувствовал себя на сцене арбатского клуба как дома. Поклонившись, со словами: «Спасибо, дорогие сограждане», – после очередной порции аплодисментов, он перешёл на быструю и горячую балладу «Милиционер», повествуя в ней от первого лица о суровом бытии сокращённого в лихие 90-е стража правопорядка. И ещё одним контрастом была последовавшая через несколько секунд музыкальная повесть «На Павелецком вокзале», которая шла уже от лица совсем иного толка – хулигана, попавшего, силами госслужащих, на исправительные работы, и жившего лишь мечтой о свободе.
Неожиданным и сокровенным экскурсом в детство солиста прозвучали сразу три композиции: «В каком году..», «Красный аэромобиль» и «Ты помнишь мир», сочетание которых с подробной точностью являла публике размышления юного мальчика, полные переживаний о прошлом и опасений перед будущим. Музыкальные детища Мамонова цепляют, в первую очередь, явственным двойным и тройным смыслом, постоянными играми на всей гамме чувств каждую минуту, и чётким ощущением сочетания несочетаемого. Игрой полярностей сполна пропитано было само исполнение, без прикрас и обиняков, ведущееся словами ребёнка, но из уст пожившего и повидавшего человека.
Высшей нотой перехода из реалий бытия к сюрреализму и обратно стали два последующих творения сегодняшнего гостя сцены. «Белые автобусы с чёрной полосой», лицом к лицу, безо всяких прикрас, сталкивающие человека с неприглядностью Смерти в уездном городке, легко шагнули в абсолютный рай интроверта, воспетый в «Нет никого в городах отдыхающих». Проговаривая вполголоса, а под конец и шёпотом, ритмику рифм, певец, воздев руки вверх и надев на голову разноцветную шапочку, был сам чрезвычайно схож с удивительным растением, делящимся откровениями о пропавших соседях-людях. А поделившись с присутствующими синглом «Весенний вечер», таким же бодрящим и славным как апрельский бриз, с последними нотами музыкант проговорил: «Дорогие друзья, на этом первая часть нашей программы считается законченной».
Закрепив гитару на подставке в углу сцены, певец улыбнулся, и со словами: «Спасибо вам! Теперь есть время съесть то, что перед нами стоит и выпить то, что перед вами налито», – начал вторую часть вечера повествованием: «К нам из космоса упала голубая черепаха. Она приземлилась в джунглях Амазонки прошлым летом, там нашли её учёные, и выяснили, что она издаёт какие-то сигналы. Их удалось расшифровать. Это оказался древний язык санскрит, и вот что она сказала.. Дальше следует любой текст (смеётся сам и заражает смехом собравшихся). Мы так всему верим, вы аж притихли все!..
Что же я хочу сказать вам? Помните, у Пушкина в «Евгение Онегине» есть такие строчки: «…схватив соседа за полу душу трагедией в углу?». Я давно пишу стихи, и у меня есть великолепная возможность их вам читать. Другие наши замечательные и уважаемые поэты часто не имеют такой возможности, и от этого очень мучаются. Я читаю вам каждый вечер – и по радио, и здесь, и не в первый раз. Всё новые и новые стихи пишутся, я могу их вам сразу сообщать – и оттого я очень счастливый человек, да ещё за это некоторые деньги получаю, что вообще загадочная история. Поэтому я сегодня прочитаю вам написанное за прошлый год. Я принёс вам то, что почти никто не слышал и что не издано – я думаю, что это будет всем нам, во всяком случае, любопытно. Ну и, конечно, отвечу на все ваши вопросы. Дело в том, что я очень долго прожил в этой жизни, и многое очень понял, и всё практически знаю, и когда я вам отвечу – вы начнёте с завтрашнего дня прямо так делать – и всё у нас будет хорошо!».
Увы, я не смогу при всём моём желании пересказать тут каждую минуту и слово, которыми делился с залом актёр. У творческих личностей каждая беседа с гостями – особенная, неповторимая и очень личная, но сегодня ощущения умножались во сто крат. Здесь воспоминания об уроке физики, где под выпитый через соломинку из внутреннего кармана портвейн были сочинены первые стихи, были комплексно дополнены виршами тех времён. Тут откровения о том, почему его прозвали «Мамон Чугунная Голова» перешли в размышления, откуда именно вырос артистизм в том черепе. Рассказ о недавнем инфаркте летом 2019 года, сильное описание того момента, когда идёшь умирать под ножом хирурга и яркость ощущений, когда очнулся после операции, резал по сердцу. Стихи о бытии и природе перемежались прозаическим восхищением от тех мест, в которых поэт ныне проживает. Конечно, всех моментов не упомнить, но то рвение, с каким Петр Николаевич стал отвечать на записки, переданные ему от собравшихся, поражало в самом положительном смысле. На каждый нюанс чужого бытия, переданного с вопросом, у него находился свой кусочек жизненного опыта, которым гость сцены, не стесняясь, делился с залом. Из многих рассуждений и советов запомнилось напутствие: «Перед каждым делом задавай себе один и тот же вопрос – зачем я это делаю?». Ведь если честно отвечать себе на столь глобальные вопросы – зачем я живу, зачем встал сегодня утром, зачем пошёл на эту работу – честно, откровенно и делая выводы, то любому мыслящему человеку можно изменить свою жизнь, ибо когда поймёшь мотив, то найдёшь как приложить силы.
До того, как я увидел Петра Мамонова и услышал его размышления, мне многое казалось более простым. Но, глядя на этого разнообразного и разностороннего человека, сознательно оставившего всё мирское, минимизировавшего свои потребности и, несмотря на однозначно заработанные статусы, несущего себя просто и легко к людям, я задумался о ранее не волновавших меня темах.
Неужели для актёра есть более важные аспекты, чем признание, слава, почёт? Зачем, имея все блага, вдруг от них отказываться и уезжать в глушь? Как можно стремиться полжизни к успеху и, получив его сполна, отвергнуть, как ненужный хлам, все его дары? Оказывается все ответы тут, просто нужно уметь их увидеть, услышать, нащупать… или принять помощь того, кто уже сделал это до тебя. Да, так вот запросто. И первые шаги – прийти, услышать, принять – можно просто попав на такой вот творческий вечер.
Последняя же точка в выступлении этого удивительно человека была поставлена песней «Досуги-буги», после которой, поблагодарив публику за радушный приём и откланявшись, герой вечера скрылся в гримёрке, пообещав вернуться через 5 минут. Сдержав слово, он ещё не менее получаса принимал благодарности, подписывал автографы на книгах и дисках,фотографировался со всеми желающими и был душой компании всех оставшихся после творческого вечера.
Безмерной благодарностью я переполняюсь к Петру Мамонову и посейчас, ведь после такого невозможно остаться прежним. С такой встречи уйдёшь как минимум чище и светлей душой и ликом, а как максимум что-то, да и примешь из его слов в свою жизнь, чтобы семя мудрости дало свои плоды. Могу с уверенностью советовать прийти к Петру Мамонову на новые творческие вечера, дабы самому увидеть тот духовный свет, что идёт от этого удивительного человека. Может быть, на одном из них мы с вами и встретимся, дорогие читатели, чему я всегда рад. А засим говорю вам до встреч на концертах, друзья, увидимся!
Автор репортажа: Александр Буравцов
Фото: Феликс Сорокин
Сайт портала "Рок в кадре и не только" http://rockvkadre.ru/