Найти тему

Серов Валентин Александрович. Часть 2

Валентин Серов создал уникальную галерею образов своих современников. Особенно он любил писать людей, в которых наиболее чисто и ясно проявляет себя прекрасная сущность жизни: детей, хранящих душевное изящество женщин, подлинных интеллигентов – носителей национальной культуры. Тема утверждения человека-артиста, творца нашла замечательное воплощение в портретах писателей Н. Лескова (1894), А. Чехова (1901), художников К. Коровина (1891) и И. Левитана (1893), певцов А. Мазини (1890) и Ф. Шаляпина (1905), актрисы М. Ермоловой (1905), создателей Художественного театра.

Анна Павлова в балете Сильфида. 1909
Анна Павлова в балете Сильфида. 1909
 Мария Ермолова. 1905
Мария Ермолова. 1905
Портрет К. С. Станиславского. 1908
Портрет К. С. Станиславского. 1908
Генриетта Гиршман у туалетного столика. 1907
Генриетта Гиршман у туалетного столика. 1907
Портрет Фёдора Шаляпина, который был написан в 1905 году углём. Сам Шаляпин был большим другом семьи Серовых и частенько захаживал к ним в гости.
Портрет Фёдора Шаляпина, который был написан в 1905 году углём. Сам Шаляпин был большим другом семьи Серовых и частенько захаживал к ним в гости.
Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1898
Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1898
Николай Лесков. 1894
Николай Лесков. 1894
Софья Михайловна Боткина, жена купца и коллекционера Петра Дмитриевича Боткина. 1899
Софья Михайловна Боткина, жена купца и коллекционера Петра Дмитриевича Боткина. 1899

Огромный пласт в работе художника занимают заказные портреты, он писал членов царской фамилии, аристократов, промышленников. Поэт Валерий Брюсов считал, что на портретах Серова люди оказываются без масок, которыми они очень хотели бы скрыть свои истинные намерения. Именно поэтому многие богатейшие люди боялись заказывать работы у мастера. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). На данной картине помимо самого Юсупова изображен был и его мопс по прозвищу Клоун, которого сам мастер считал лучшей моделью на этом холсте.

В. Серов пишет портрет графа Сумарокова-Эльстона, впоследствии ставшего князем Юсуповым. 1903
В. Серов пишет портрет графа Сумарокова-Эльстона, впоследствии ставшего князем Юсуповым. 1903
И действительно, профессиональное чутье не обмануло великого художника, ведь в скором времени Феликс получил скандальную известность в качестве убийцы Григория Распутина и гомосексуалиста, который завел роман с агентом британской разведки.

Портрет Ивана Абрамовича Морозова выполнен в стиле Матисса, чья картина виднеется на заднем плане
Портрет Ивана Абрамовича Морозова выполнен в стиле Матисса, чья картина виднеется на заднем плане
Сергей Павлович Дягилев. 1904
Сергей Павлович Дягилев. 1904
 Надежда Дервиз с ребенком. 1888-89  (жена художника Владимира Дмитриевича Дервиза)
Надежда Дервиз с ребенком. 1888-89 (жена художника Владимира Дмитриевича Дервиза)
Лёля Дервиз. 1892 (в будущем пианистка)
Лёля Дервиз. 1892 (в будущем пианистка)
Надежда Яковлевна фон Дервиз. 1888
Надежда Яковлевна фон Дервиз. 1888
Портрет княгини Ольги Орловой. 1911
Портрет княгини Ольги Орловой. 1911
Император Николай II
Император Николай II
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. 1897
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. 1897
Великая Княгиня Ольга Александровна. 1893
Великая Княгиня Ольга Александровна. 1893
Великая княгиня Ксения Александровна. 1893
Великая княгиня Ксения Александровна. 1893
Великий князь Павел Александрович. 1897
Великий князь Павел Александрович. 1897

Во время революции 1905 года Серов принял сторону революционеров и вышел из состава Академии художеств, во главе которой стоял главнокомандующий петербургскими войсками. Такая неровная, в значительной степени смятенная натура художника, которую он воспринял в детстве от матери (В. С. Бергман), «нигилистически» отрицающую не только правила морали, но и правила этикета, и «демократического» Запада, где жил в своё время, не позволили ему закрепиться в составе придворных художников.

Балкон. 1911
Балкон. 1911
Нина Захаровна Раппопорт, дочь присяжного поверенного Захара Львовича Раппопорта
Нина Захаровна Раппопорт, дочь присяжного поверенного Захара Львовича Раппопорта
Ида Рубинштейн.  Картина написана в 1910 году в Париже
Ида Рубинштейн. Картина написана в 1910 году в Париже
Мария Боткина (дочь П. М. Третьякова). 1905
Мария Боткина (дочь П. М. Третьякова). 1905
Елена Балина. 1911
Елена Балина. 1911
С. В. Олсуфьеа (внучка князя Н. П. Трубецкого). 1911
С. В. Олсуфьеа (внучка князя Н. П. Трубецкого). 1911

В конце жизни В. Серов обратился к мифологическим сюжетам, пишет «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая». Серов решил обратиться к этой теме после посещения Греции.

Похищение Европы. 1910
Похищение Европы. 1910
Одиссей и Навзикая. 1910
Одиссей и Навзикая. 1910
Одиссей и Навзикая. Вариант 2. 1910
Одиссей и Навзикая. Вариант 2. 1910

Поистине велики достижения В. Серова и в анималистическом жанре, в иллюстрации, в театрально-декорационном искусстве. Огромную пользу он принёс как член Совета Третьяковской галереи, возглавившего после смерти её основателя собирательскую и экспозиционную деятельность главного музея русского искусства.

Валентин Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1898 по 1909 год, откуда вышли многие замечательные художники «новых формаций» – «голуборозовцы» М. Сарьян, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов; «бубнововалетовцы» И. Машков и В. Рождественский и многие, многие другие.

Александр Пушкин на скамейке в парке. 1899
Александр Пушкин на скамейке в парке. 1899
Петр I. 1907
Петр I. 1907
Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900
Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900
Ольга Фёдоровна Томара. 1892
Ольга Фёдоровна Томара. 1892
Лето. Портрет Ольги Серовой. 1895
Лето. Портрет Ольги Серовой. 1895
Дети. Саша и Юра Серов. 1899
Дети. Саша и Юра Серов. 1899
Мика Морозов
Мика Морозов
Портрет девочки (В. Н. Гучковой). 1902
Портрет девочки (В. Н. Гучковой). 1902

Прославленный художник скончался при весьма неожиданных обстоятельствах. 22 ноября 1911 года по дороге в поместье Щербатовых, где он должен был писать, у Валентина Александровича случился приступ стенокардии.

Из прожитых 46-ти лет он 30 посвятил изобразительному искусству, увековечив своё имя в истории русской и мировой живописи. Серов постоянно очень много работал и развивался как художник, поэтому и на сегодняшний день его картины вдохновляют многих как начинающих, так и профессиональных художников.

Поэт Андрей Белый так сформулировал сущность творческого локомотива Валентина Серова: «Он стоял перед нами как путь, путь самой жизни».

Серов Валентин Александрович. Часть 1