Найти тему

ВЛЕТАЙ-ПРЫГАЙ-ВЫЛЕТАЙ! ...иметь права – это одно, а иметь возможность их реализовать – совсем другое.

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Инклюзия разделила общество на два основных лагеря – её горячих поклонников и категорических противников. Как ни странно, и у тех, и у других один общий аргумент – наши дети имеют право на образование! Гарантированное Конституцией. Как говорил персонаж известного фильма: «Золотой мой, что-что, а право-то вы имеете».

У всех есть право получить бесплатно любое высшее образование, стать писателем, режиссёром, актёром, бизнесменом, банкиром, врачом, академиком, космонавтом, олимпийским чемпионом, министром, дипломатом, Президентом, наконец!

А у многих ли есть возможность хотя бы одно из этих (и многих других) прав осуществить? Помимо нашего желания, нужно иметь способности (а где-то и талант), трудолюбие, упорство в достижении цели (а для начала саму эту цель), здоровье, средства (банально деньги – на предвыборную компанию, на открытие бизнеса, да просто на жизнь во время учёбы в ВУЗе или, как минимум, на билет до города, в котором он есть), связи, правильных родителей. И даже такие факторы, как воспитание, характер, внешность, тоже имеют значение.

Но при наличии всего вышеперечисленного обычная аллергия на какие-то запахи, медицинские препараты, химические вещества, холод или, наоборот, солнце может помешать реализации какого-то права (и мечты).

Так что иметь права – это одно, а иметь возможность (и желание) их реализовать – это совсем другое. Для большинства из нас большинство наших прав остаются нереализованными.

Теперь о всеобщем праве на образование.

Школ, гимназий, лицеев – полно. Говорим только про бесплатные, гарантированные, так сказать. Выбрал, записал ребёнка, привёл.

Всё.

Ты воспользовался правом на получение твоим ребёнком образования.

Он ходит в школу, которую, воспользовавшись своим правом, ему выбрали родители – в лучшую в районе, старую с традициями или в суперсовременную передовую, специализированную с языковым или математическим уклоном или просто удобно расположенную по отношению к дому.

Учитель даёт ему знания. Будут ли у ребёнка желание и возможность эти знания взять, усвоить, применять - это уже другой вопрос.

Учитель открыл ему дверь в образование. Войти ученик должен сам.

Не хочет - ответственный учитель будет заманивать с внутренней стороны двери, любящие родители подпихивать с внешней. Глядишь - и заинтересовался отпрыск, и увлекся, и пошёл, и пошёл по дороге знаний.

А если не может?

Ну, вот элементарно не в состоянии чисто физически перешагнуть порог и одолеть эту дорогу? Как ни пинай и не заманивай - не может. Упал на пороге и лежит. А родители поджидают у другой двери, откуда, они видели, другие дети выходят с аттестатом о среднем образовании. А их дитя чем хуже? У него точно такие же права! А кто должен дотащить его до аттестата? Конечно, учитель! Причем, в буквальном смысле - взвалить на спину и, бормоча срывающимся голосом другим ученикам что-то о теоремах и формулах, протащить через программу средней школы, так, чтобы он и ботинок не замарал об знания, и с облегчением сгрузить за порогом, приложив сверху аттестат с ничего не значащими закорючками внутри.

Что такое образовательный процесс в массовой общеобразовательной школе? Это десятилетиями отлаженный конвейер, механизм, который, несмотря на активно втыкаемые ему в колёса палки и подбрасываемые на пути камни, всё-таки упорно движется вперёд, натужно скрипя и теряя по дороге детали.

У меня процесс обучения ассоциируется с позабытой ныне детской игрой. Вспомните, кому позволяет возраст, остальные представьте: лето, во дворе двое детей крутят длинную тяжёлую верёвку. Она равномерно и тяжело хлопает об асфальт – шших!.. шших!.. Сбоку стоит небольшая очередь ребятишек, следящих глазами за верёвкой и невольно подстраивающихся под её такт.

- Влетай! – командует один из крутящих, и стоящий первый в очереди, напружинив ноги и поймав нужный момент, впрыгивает в центр и начинает скакать через равномерно падающую ему под ноги верёвку–прыгалку.

- Вылетай! – через какое-то время кричит крутящий, и прыгающий, опять же, поймав момент, выпрыгивает и сразу отскакивает в сторону. На его место впрыгивает следующий.

Замешкаешься, отвлечёшься, собьёшься с ритма – верёвка больно хлестнёт по чему попало, а то зацепишься ногой и грохнешься, и ещё прыгалка догонит тебя сверху.

Поэтому те, кто прыгал, оттачивали своё мастерство до совершенства, немыслимого для современных детей, - прыгали с подскоком, на одной ножке, с разворотом, скрестив ноги, и на что ещё хватит фантазии.

Все имеют право на такую игру? Безусловно.

Все имеют возможность в неё играть? Однозначно нет.

Это не прописано ни в каких документах, ни в каких нормативных актах, ни, страшно сказать, в Конституции.

Верёвка крутится.

Влетай, прыгай, вылетай.

Влетай, прыгай, вылетай.

Не получается - не вылетишь, а выползешь с разбитым носом, ободранной коленкой и красной полосой на спине.

Чувствуешь в себе силы, азарт, есть упорство – влетай снова, тренируйся, а тяжёлая верёвка, охлёстывая тебя со всех сторон, поможет встроиться в её ритм. И крутящие помогут – по твоей просьбе какое-то время покрутят помедленнее. Но не долго – остальные дети, да и сами крутящие, когда их сменят, будут прыгать в своём темпе. Влетай, прыгай, вылетай. Верёвка ни под кого подстраиваться не будет. Она набирает свой темп, ритм, и дальше их держит уже инерция. Если один из крутящих начнёт крутить медленнее или, наоборот, быстрее, возникнет дисбаланс, верёвка хлестнёт, а то и собьёт с ног прыгающего.

Не даётся тебе прыгалка? Ничего страшного. Не конец света. Есть куча других занятий и развлечений, которые не менее интересны, и может быть, в каком-то ты даже станешь лучшим.

Может, ты лучше всех играешь в ножички, выше всех раскачиваешься на качелях, строишь самые удивительные крепости из песка и делаешь самые красивые «секретики». Но, чтобы это узнать, надо отойти от этой проклятой верёвки, исхлеставшей тебе все ноги и регулярно прикладывающей тебя об асфальт, и обратить свой взор на другие возможности, коих вокруг – не счесть!

Конечно, если твоя мама не задалась целью доказать всему двору, что её дитятко ничуть не хуже, а может, и лучше всех этих, «прыгающих, как оглашенные». И неважно, что у тебя ноги разной длины, и тяжёлый ортопедический ботинок, и ходишь ты с трудом, а ритм не ощущаешь вообще. Ни в чём. Вот тогда беда.

Да, так я об инклюзии. Стоящие по разным сторонам баррикад в один голос повторяют волшебное заморское слово «тьютор». Их обещали, но их нет. А вот если бы были… То, наверное, всем стало бы лучше.

Да, родителям больных детей станет спокойнее – с ребёнком в школе профессиональная «нянька». Ответственность за поведение дитятки, его безопасность, успеваемость, туалет, питание, переодевание перекладывается на плечи специалиста.

Лучше станет и самому ребёнку, если, конечно, они найдут общий язык и ребёнок примет чужого человека. Он не будет брошен один среди 30-40 обычных, чуждых ему детей, сопроводитель защитит, оградит, всё объяснит, из портфеля достать нужное поможет, в туалет сводит, поможет поесть, вытрет сопли-слёзы. Хотя последнее, кажется, в его обязанности не входит? Ну, скажет учительнице, чтоб вытерла.

Во-о-от, мы добрались до ключевой фигуры – до учителя. Станет ли лучше ему?

Почему ключевые не дети, ведь всё же ради них, вокруг них, они главные?

Нет, в образовательном процессе главный – учитель. Дети, чиновники, родители, законы, требования, условия – всё проходит, всё меняется. В центре этого безумного вихря – человек у доски, с указкой в руке, знаниями в голове и любовью в сердце. Учитель.

Если вы будете мешать парикмахеру, он может отрезать вам ухо, или, как минимум, криво подстричь, если стоматологу – вам могут нечаянно удалить здоровый зуб или пропороть десну бормашиной, повару – суп может оказаться пересолен, а мясо недожарено, если вы будете отвлекать акушера или хирурга… на эту тему лучше не фантазировать.

Если мешать учителю, отвлекать, не создавать благоприятных условий для работы, он не сможет качественно преподать материал, не сможет последовательно и гармонично осуществлять учебный процесс, который включает в себя массу различных факторов.

Представим, что в классе, где на известное всем количество обычных учеников уже есть 1-2-3, а то и больше учеников сильно необычных, появляется ещё 1-2-3, а то и больше посторонних взрослых людей.

Во-первых, им элементарно нужно место, где они будут сидеть, наверняка с сумкой. Детский стульчик ученика младшей школы будет им мал. В переполненном классе свободного места может и не быть. Ну, ладно, кого-то из здоровых перевели в другой класс, добровольно или принудительно, тьютор разделся (в общей раздевалке? в учительской? принёс пальто с собой в класс?), притащили ему откуда-то взрослый стул, поставили за детскую парту рядом с подопечным.

... Иногда к нам в класс приходили проверяющие, одна-две тётеньки, они садились на последнюю парту и сидели весь урок без единого звука, только что-то записывали в блокнот. Они были нам неинтересны, на них не оборачивались, их не слышали и не видели.

Инклюзивные дети вряд ли будут сидеть на «камчатке». Родители требуют посадить их на первую парту, потому что они плохо видят, слышат, понимают. Да и учителю легче держать таких поближе к себе – удобнее контролировать, помогать, ловить в случае, если чадушке надоело сидеть и оно решило размяться. Значит, теперь впереди будет сидеть ещё такое же количество взрослых. То есть, на глазах практически у всего класса. Учитель теперь будет вынужден вести уроки под пристальным вниманием посторонних, вполне возможно, недоброжелательно настроенных к нему людей.

Да пусть даже он будет один. Лайтовый вариант. Значит, вместо одного теперь уже двое будут весь урок шептаться, бубнить, что-то доставать-убирать, двигаться, возиться и прочее. А если подопечный плохо слышит, а если он неуравновешенный, агрессивный, а если он не воспринимает своего тьютора вообще никак, а если, наоборот, он им ловко манипулирует? Тут уже шепотками не обойдёшься. Цирк на выезде.

Тьютор неизбежно (100%!!!) будет вмешиваться в учебный процесс! И отвлекать других детей. Да, не имеет права, но в той или иной степени будет!

- Марь Иванна, повторите ещё раз! Не стирайте с доски, мы не успели записать! Мы отойдём (отъедем) в туалет! Это задание для него слишком сложное! Почему двойка? Мы так старались!

И прочее.

Ведение урока, подача материала, проверка знаний теперь будет контролироваться и критиковаться не только надлежащими органами, руководством школы и родителями, но и тьюторами.

Учитель должен быть готов в любую минуту объяснить, почему он именно так сказал, спросил, задал.

Тьютор для родителей больного ребёнка– свой засланный казачок в тылу врага. Всё видит, всё слышит, всё родителям расскажет. И они будут верить ему, а не учителю. Тьютор – «их» человек, они по одну сторону баррикады. Конфликты с учителями, учениками, родителями неизбежны. Да, они и так были. Но с появлением в классе постороннего взрослого, которому наплевать на учебный процесс и чья задача – лоббировать интересы своего подопечного, количество их увеличится, а характер обострится.

И да, тьютор будет делать замечания ученикам. А как же, ведь его задача – опекать своего инклюзивника, создавать ему комфортные условия. А эти 30/40 здоровых, шумных, оголтелых - только мешают. Школьники будут жаловаться учителю, родителям. Родители будут приходить с разборками к кому? Правильно, к учителю.

Тьютор – как мина замедленного действия, заложенная под репутацию, профессионализм, здоровье учителя. Когда, что, кому и в каком виде он расскажет, шепнёт, намекнёт – только на его совести.

А кто пойдёт в тьюторы? Где те дипломированные специалисты, имеющие понятие о профессиональной педагогической этике, которые пойдут на непрестижную неприятную работу со смешной зарплатой? Вот уже и здесь, на Дзене, мелькает реклама: Приходите учиться на тьютора! Интересно, многие соблазнились?

Ну, ладно. Предположим, нашлись тьюторы и место для них, и стулья по росту. И отходили-отсидели они со своими подопечными девять классов. Или надо все одиннадцать?.. Отгуляли выпускной, получили документ (аттестат? справку?). Тьютор ушёл опекать следующее поколение в нём нуждающихся.

Что на выходе? Что приобрели эти выпускники?

Образование, дающее возможность поступить учиться дальше или идти работать?

Профессию, которая могла бы кормить?

Бытовые, жизненно важные навыки?

А детство кончилось, детские диагнозы превратились во взрослые, пособия и тьюторы ушли к другим, родители не молодеют.

Итак, носы разбиты, ноги исхлёстаны, крутящие разбежались. А перепрыгивать ловко и ритмично через верёвочку так и не получилось. И сил уже не осталось после бесконечных неудачных попыток, да и прыгалка стала мала, норовит по шее хлестнуть.

Влетай, прыгай, вылетай.

Может, лучше было пересесть на карусели? Или попробовать свои силы в песочнице?

Пока они ещё были по росту.