В доме царил беспорядок. Нет-нет, вещи все были на месте, пол чистый, лишь несколько грязных тарелок остались в раковине на кухне. И в то же время чувствовалось, что в семье произошло что-то необычное.
А всего-навсего домашний робот Маруся преподнесла неприятный сюрприз. Накануне вечером вся семья, как обычно, собралась за столом. Папа, старший научный сотрудник, мама, действующий судья, близнецы-первоклашки Яша и Маша, вечно хихикающие и тыкающие друг в друга чем попало, и, наконец, пятиклассница Лиза, серьезная и рассудительная девочка, учившаяся на одни пятерки.
Все ждали ужин. Маруся, как обычно, начала накрывать на стол. Но когда приступили к еде, оказалось, что основным блюдом был борщ с селедкой и мороженым вместо сметаны. На десерт по заданной Марусей программе специальный миксер приготовил малиновое пюре, но почему-то в остром соусе, да еще и приправленном уксусом. Семейка не была готова к такому ужину. Пришлось готовить самим. Но и это было еще не всё.
Утром будильники не сработали, завтрак не был приготовлен вообще. Хотя такого никогда не случалось, все члены семьи пошутили о том, что, наверное, Маруся устала и решила подкрепиться у розетки в кладовке, где она обычно заряжалась ночью. Наоборот, все обрадовались прекрасной возможности уделить побольше времени общению друг с другом за приготовлением завтрака. Но дальше было еще интересней.
По дороге на работу папа как всегда управлял своим автомобилем, полагаясь на навигатор, который всегда заботливо загружала программой Маруся. Когда навигатор сообщил, что маршрут закончен, папа с удивлением обнаружил, что он совсем не в районе своей лаборатории, а напротив здания суда, где работала мама.
В это время мама за рулем своей машины также спокойно слушала новости по радио и сворачивала туда, куда подсказывал навигатор. Через некоторое время она оказалась как раз возле входа в научно-исследовательский институт, где папа в эти напряженные дни трудился над вакциной от новой неизвестной болезни, которая уже погубила много людей в большой далекой стране.
Лизу Маруся отправила на бальные танцы вместо тренировки по фигурному катанию. Близнецы Яша и Маша пошли в школу в пятый класс, вместо первого.
К концу дня все были абсолютно выбиты из сил. Родители к тому же обнаружили, что навигаторы заблокировали их машины – это была одной из Марусиных мер предосторожности на случай угона автомобиля.
Поэтому вечером вся семья собралась не просто на семейный ужин, а на Семейный Совет. Нужно было решить, что же делать в этой ситуации. Еда опять была слишком экзотичной для того, чтобы кто-то отважился ее отведать: жареные яблоки в молочном соусе и напиток, по цвету напоминавший растворенную в воде гуашь.
«Я обратился к нашим программистам за консультацией, - сказал папа, - но они меня заверили, что эта модель семейного робота не предполагает корректировки программы. Изготовитель задает умный алгоритм, который настроен на самообучение. Предполагается, что Маруся все эти годы внимательно наблюдала за нами и выстроился нашу жизнь, исходя из наших потребностей. А еще мне сказали, что Маруся, якобы, проанализировала, на какие достижения мы способны. Потом она должна была организовать нашу жизнь так, чтобы мы обязательно достигли тех результатов, которых потенциально можем добиться».
«Ничего себе, - задумчиво произнес Яша, - Я и не думал, что мне нужно заниматься не своими бальными танцами, а выписывать круги на льду, набивая шишки и тумаки».
«Тогда мне следует предположить, - пошутила мама, - Что мне надо часами глядеть в микроскоп в папиной лаборатории вместо проведения многочасовых судебных заседаний. Не думаю, что Маруся окончательно убедилась в том, что из меня в мои годы получится мировой микробиолог».
«А что, мама! – озорливо воскликнула Маша, - Ты всегда говорила, что учиться никогда не поздно! Давай! Учись на биолога и иди работать младшим научным сотрудником».
«Нет уж, дудки! – возмутился папа, - Я не пойду учиться на юрфак, чтобы потом всю жизнь по ночам сидеть над проектами судебных решений! Это скучно! Я этого не выдержу!»
«А мне кажется, это круто! – задумчиво произнесла Лиза, - У нас есть отличная возможность хоть немного самим распорядиться своей жизнью. Самим составить распорядок дня. Что, мы зря упорно трудились всё это время? Напрасно недосыпали? Зря отрабатывали штрафные очки, которые нам начисляла Маруся за нарушение распорядка?»
«Вот именно! - хором воскликнули Яша с Машей, - Из-за Марусиных штрафных очков мы каждую неделю сидим без “аськи”! А еще отрабатываем лишние часы по дому… А ещё нам из-за неё достаётся меньше денег на карманные расходы...»
“Как-никак, а Лиза права! - решительно произнес папа, - Нам пора самим попробовать планировать свою жизнь и нести за нее ответственность! Будем считать, что Маруся в отпуске. Мне некогда копаться в ее микросхемах. С сегодняшнего дня мы сами заводим будильник, готовим себе еду, прибираемся в квартире и следим за расписанием занятий. Одно должно остаться неизменным: по вечерам так же собираемся и обсуждаем, что у нас из этого всего вышло!”
После этого вся семья отправилась спать. На следующее утро никто не проспал. Пришлось самим прокладывать маршрут до работы и учебы через пробки на дорогах. Дети почти не опоздали на занятия и тренировки.
Прошла одна неделя. Маруся по-прежнему пылилась в чуланчике возле розетки. Дети шутили, не стоит ли ей вызвать “ветеринара для домашних роботов”.
Тем удивительнее оказалось то, что случилось в выходные. Воскресным утром дети уже побежали на кухню, чтобы нарезать к завтраку овощи, приготовить омлет и поискать в холодильнике что-нибудь вкусненькое - то, что обычно в дополнение к заказанному набору продуктов в качестве подарка добавляла их служба доставки.
Однако как только Маша с Яшей, а за ними и Лиза, забежали на кухню, стол был уже сервирован, мультиварка аппетитно пыхтела, а чай был заботливо разлит по чашкам. По всему было видно, что работа всех домашних электроприборов была синхронизирована Марусей, а в меню не предполагалось пугающих блюд.
“Ну и дела…” - зевая протянул папа: мониторинг сна на его фитнес-браслете сегодня утром не разбудил его, как обычно, в строгом соответствии с пройденными циклами сна: папа чувствовал, что малость переспал. Да и ну его! Сейчас же праздник непослушания!
Мама, казалось, напротив, не была ничему удивлена. Она просто как-то особенно по-доброму улыбнулась и нежно-нежно обняла своих троих детишек.
Без лишних слов сели за стол, закончили завтрак. Потом быстро собрались и решили ехать в парк - погулять, покататься на левитирующих самокатах, покормить уточек и до конца насладиться простым человеческим общением - тем самым, для которого не нужно никаких новомодных гаджетов, социальных сетей, бонусов за хорошее поведение и штрафных очков за допущенные ошибки.
А в это время Маруся тихо стояла на своей заряжающей базе в каморке большой квартиры, в которой обычно было слышен звон от всего падающего и летающего, сопровождающийся веселым детским смехом.
Марусин электронный мозг напряженно работал, анализируя результаты очередного этапа домашнего планирования. Задача умного алгоритма по сплочению и без того дружной семьи была выполнена.