Найти в Дзене
Без Башкортлар

"Геномная география - научна, Дамир Мавлявиевич ошибается"

Интервью историка и этнолога из Татарстана Дамира Исхакова для издания KazanFirst не оставило безразличными ряд исследовательских групп в Башкортостане. В частности, ученых из соседней республики задели высказывания Исхакова относительно этногенетики, сомнения в целесообразности использования результатов генетических исследований для выводов по этногенезу татар и башкир. Казанский историк не единственный, кто критичен к этногенетике.

руководитель ЦСКА ИСИ РБ к.и.н. Юлдаш Юсупов
руководитель ЦСКА ИСИ РБ к.и.н. Юлдаш Юсупов

Руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов вступает в дискуссию с Исхаковым и в ответном интервью KazanFirst раскрывает, в чем именно научность этногенетики при исследовании процессов этногенеза народов.

- С какими тезисами Дамира Исхакова вы не согласны?

- Дамир Мавлявиевич сказал, что якобы мы исследовали Северо-Западные районы Башкирии и не публикуем результаты исследования. Хотя это совершенно не так. У нас экспедиции туда были направлены в 2012 году совместно с Медико-генетическим исследовательским центром и с профессором Еленой Балановской. Мы собрали большое количество генетических образцов, выборка была собрана репрезентативная. Около 230 мужчин.

- Исхаков ставит под сомнение вообще сам подход генетического исследования этногенеза народов, под сомнение ставится научность такого подхода. Какова цель ваших исследований и к чему вы приходите?

- Каждый народ обладает очень интересными наборами ген, потому что происходит эндогамия - когда большинство этноса заключает брак в пределах соплеменников: татары - с татарками, башкиры - с башкирками. В течение многих поколений у народа формируется определенный генофонд за счет этой эндогамии. У народа формируется определенная комбинация генов. У каждого народа она уникальна, как и отпечатки пальцев.

Этногенетика - это один из простых инструментов, чтобы понимать нашу историю, понимать историю народов и их миграцию. Кто изучает узоры на варежках, кто изучает головные уборы, кто-то - какие-то исторические предания.

Множество экспериментальных статей как генетиков, так и антропологов на самом деле подтверждает, что выводы по этносам на основе генетики делать можно и выводы эти весьма уникальны.

А методология разработана в конце 60-х годов во времена этнографа Бромлея. Тогда разработали методику, которая до сих пор актуальна. Большинство генетиков и антропологов занимаются этим, эта система исследования работает.

- Сохранение генетической уникальности у отдельных народов из-за эндогамии случаем не естественно только для горских народов, которые могут проживать изолированно от всего мира в какой-нибудь расщелине?

- На самом деле в конце 60-х годов тот же Бромлей проводил исследования, в том числе, городских этносов: прибалтов, русских и так далее. В своей работе он большой спектр народов охватывает.

Мы знаем, что большинство, например, татарских деревенских парней, когда прибывают в город, женятся на таких же татарках. Они стремятся искать супругу из своего этноса. Потому что так комфортнее, может с родителями лучше общение наладиться. Таковы социально-психологические факторы. А таких семей тысячи на самом деле, они постепенно формируют свой уникальный генофонд. У них какие-то гены мутируют в одном направлении.