Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Как понять искусство и не сойти с ума?

На канале Проекция существует формат публикаций «Точка входа». Каждую неделю мы выбираем одну тему, в рамках которой рассказываем о поле современной художественной фотографии. В этом выпуске мы решили ненадолго отойти от обсуждения того, какими идеями наполнено поле искусства, чтобы рассказать, о том, как взаимодействовать с современным искусством на практике. Какие книги читать? Какие лекции смотреть? На каких платформах искать информацию?

Фото инсталляции выставки немецкого фотографа Вольфганга Тилльманса
Фото инсталляции выставки немецкого фотографа Вольфганга Тилльманса

Три главных вопроса в рамках которых мы хотим вести разговор на этой неделе мы сформулировали следующим образом:

1) Зачем нам вообще знать про то, как устроено современное искусство?
2) Как с этим современным искусством обращаться?
3) Как современное искусство воспринимать наиболее продуктивно?

Иногда современное искусство может пугать. Оно кажется локомотивом, которое идет напролом и не всегда заботится о «комфорте» его зрителей. Связано это отчасти с тем, что по поводу искусства более «привычного» (грубо говоря, от искусства модернизма, начала XX века и раньше) уже установился некий список самых влиятельных текстов, которые выражают, если не самую правильную, то уж точно наиболее авторитетную позицию в отношении того, как на это искусство надо смотреть.

В современном искусстве все еще не существуют таких «высших», в идейном смысле, источников, куда можно обратиться за ответами, когда это искусство ставит в тупик. Все таки окончательные ответы на вопрос «что же это такое было?» мы, более или менее адекватно, сможем артикулировать уже post factum.

Но все же ситуация, в которой мы находим себя — это не дезориентирующий своей пустотой космос, но концептуальная свобода. Современное пространство визуального искусства — это пространство, в котором каждый зритель все еще имеет «право голоса». Как зритель, каждый из нас «проживает» историю современного искусства и одновременного ее создает. Знать, как устроено современное искусство — значит находить свое место в нем.

Еще одна трудность в восприятии современного искусства — его объемы. Людей, которые идентифицируют себя как «современный художник» объективно много. Однако нужно понимать, что не любой человек, который говорит, что он — «современный художник» может привнести в искусство что-то значимое. В этом случае, зритель современного искусства должен быть готовым к тому, что опытным путем ему придется развить навык некоего «внутреннего арт-критика» — ситуации, когда в плюрализме тем, форм и идей современного искусства человек умеет: 1) находить что-то стоящее, 2) артикулировать, почему оно стоящее не только для него самого, но и для арт-пространства в целом.

Макет скульптуры художника Идриса Кхана 65.000 Photographs ("65.000 Фотографий)
Макет скульптуры художника Идриса Кхана 65.000 Photographs ("65.000 Фотографий)

За короткие сроки приобрести это навык тяжело — он требует опыта непосредственного взаимодействия с искусством — начитанности и насмотренности. Этот навык — про поиск самого эффективного, лично для себя, способа взаимодействия с современным искусством и его смыслами. За неделю мы не сможем рассказать про все возможные такие способы, но точно успеем рассказать про несколько основных в рамках нового выпуска «Точки входа».

Команда Проекции

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.