На канале Проекция существует формат публикаций «Точка входа». Каждую неделю мы выбираем одну тему, в рамках которой рассказываем о поле современной художественной фотографии. В этом выпуске мы решили ненадолго отойти от обсуждения того, какими идеями наполнено поле искусства, чтобы рассказать, о том, как взаимодействовать с современным искусством на практике. Какие книги читать? Какие лекции смотреть? На каких платформах искать информацию?
Три главных вопроса в рамках которых мы хотим вести разговор на этой неделе мы сформулировали следующим образом:
1) Зачем нам вообще знать про то, как устроено современное искусство?
2) Как с этим современным искусством обращаться?
3) Как современное искусство воспринимать наиболее продуктивно?
Иногда современное искусство может пугать. Оно кажется локомотивом, которое идет напролом и не всегда заботится о «комфорте» его зрителей. Связано это отчасти с тем, что по поводу искусства более «привычного» (грубо говоря, от искусства модернизма, начала XX века и раньше) уже установился некий список самых влиятельных текстов, которые выражают, если не самую правильную, то уж точно наиболее авторитетную позицию в отношении того, как на это искусство надо смотреть.
В современном искусстве все еще не существуют таких «высших», в идейном смысле, источников, куда можно обратиться за ответами, когда это искусство ставит в тупик. Все таки окончательные ответы на вопрос «что же это такое было?» мы, более или менее адекватно, сможем артикулировать уже post factum.
Но все же ситуация, в которой мы находим себя — это не дезориентирующий своей пустотой космос, но концептуальная свобода. Современное пространство визуального искусства — это пространство, в котором каждый зритель все еще имеет «право голоса». Как зритель, каждый из нас «проживает» историю современного искусства и одновременного ее создает. Знать, как устроено современное искусство — значит находить свое место в нем.
Еще одна трудность в восприятии современного искусства — его объемы. Людей, которые идентифицируют себя как «современный художник» объективно много. Однако нужно понимать, что не любой человек, который говорит, что он — «современный художник» может привнести в искусство что-то значимое. В этом случае, зритель современного искусства должен быть готовым к тому, что опытным путем ему придется развить навык некоего «внутреннего арт-критика» — ситуации, когда в плюрализме тем, форм и идей современного искусства человек умеет: 1) находить что-то стоящее, 2) артикулировать, почему оно стоящее не только для него самого, но и для арт-пространства в целом.
За короткие сроки приобрести это навык тяжело — он требует опыта непосредственного взаимодействия с искусством — начитанности и насмотренности. Этот навык — про поиск самого эффективного, лично для себя, способа взаимодействия с современным искусством и его смыслами. За неделю мы не сможем рассказать про все возможные такие способы, но точно успеем рассказать про несколько основных в рамках нового выпуска «Точки входа».
Команда Проекции
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.