Найти тему

Девочки и мальчики: гендерный подход в обучении и в воспитании

И мечтаю я, чтоб сказали О России, стране равнин:
«Вот страна прекраснейших женщин
И отважнейших в мире мужчин!»
Николай Гумилев

Вы согласны, что мальчики и девочки разные? Но что это меняет, чем поможет вам это знание как родителю? Мы вместе с вами на пути к пониманию сложного мира мальчика и не менее сложного, но совсем иного мира девочки.

К сожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то из вас еще помнит, как был маленькой девочкой, а кто-то — мальчишкой. Да и то, многое уже забылось. Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что этого второго мира и нет.

Может быть, на словах мы и согласны, а чувства, не получившие уроков той другой, чужой жизни, жизни представителей противоположного пола, противятся: «Дети есть дети, и я была (был) маленькой и помню, что я никогда …» К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. С этим образцом (а образцом ли?) мы и сравниваем своих детей: и мальчиков, и девочек.

Но если не дано нам пожить в этом чужом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола.

Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем загадки мира мальчиков и мира девочек.

В подсознании любого человека есть так называемые архетипы – некие образы, восходящие к глубокой древности и общие для самых разных народов. Это как бы фундамент, на котором строится личность. Так вот, в снах и рисунках мальчиков и девочек фигурируют различные, часто полярные архетипические символы.

У мальчиков это:

    символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли и т.п.);
    символы врага: драконы, роботы, монстры, змеи;
    символы силы и борьбы: меч, копье, лук, стрелы, крепость и т.п.
    символы победы: флаг, горн, колокол, крики "ура".

У девочек же в снах и рисунках совсем другая система символов. Это:

    символы материнства: куклы, невесты, детские кроватки или коляски;
    символы женственности, изящества, легкости, нежности: воздушные шарики, птички, принцессы;
    символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, посуда;
    символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы;
    символы женской красоты: цветы, яркие губы, глаза, шляпа.

Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоции, она проходит мимо. Что называется, в одно ухо влетает – в другое вылетает.

Педагоги нашего детского сада учитывают гендерный подход в образовательном процессе. Развивающая среда групп спроектирована так, чтобы удовлетворить интересы и мальчиков, и девочек. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Задача взрослых учитывать гендерные различия в обучении и воспитании детей, чтобы вырастить настоящих мужчин и женщин.
И мечтаю я, чтоб сказали О России, стране равнин: «Вот страна прекраснейших женщин И отважнейших в мире мужчин!» Николай Гумилев Вы согласны, что мальчики и девочки разные? Но что это меняет, чем поможет вам это знание как родителю? Мы вместе с вами на пути к пониманию сложного мира мальчика и не менее сложного, но совсем иного мира девочки. К сожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то из вас еще помнит, как был маленькой девочкой, а кто-то — мальчишкой. Да и то, многое уже забылось. Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что этого второго мира и нет. Может быть, на словах мы и согласны, а чувства, не получившие уроков той другой, чужой жизни, жизни представителей противоположного пола, противятся: «Дети есть дети, и я была (был) маленькой и помню, что я никогда …» К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. С этим образцом (а образцом ли?) мы и сравниваем своих детей: и мальчиков, и девочек. Но если не дано нам пожить в этом чужом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем загадки мира мальчиков и мира девочек. В подсознании любого человека есть так называемые архетипы – некие образы, восходящие к глубокой древности и общие для самых разных народов. Это как бы фундамент, на котором строится личность. Так вот, в снах и рисунках мальчиков и девочек фигурируют различные, часто полярные архетипические символы. У мальчиков это: символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли и т.п.); символы врага: драконы, роботы, монстры, змеи; символы силы и борьбы: меч, копье, лук, стрелы, крепость и т.п. символы победы: флаг, горн, колокол, крики "ура". У девочек же в снах и рисунках совсем другая система символов. Это: символы материнства: куклы, невесты, детские кроватки или коляски; символы женственности, изящества, легкости, нежности: воздушные шарики, птички, принцессы; символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, посуда; символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы; символы женской красоты: цветы, яркие губы, глаза, шляпа. Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоции, она проходит мимо. Что называется, в одно ухо влетает – в другое вылетает. Педагоги нашего детского сада учитывают гендерный подход в образовательном процессе. Развивающая среда групп спроектирована так, чтобы удовлетворить интересы и мальчиков, и девочек. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Задача взрослых учитывать гендерные различия в обучении и воспитании детей, чтобы вырастить настоящих мужчин и женщин.