Найти тему
Сусанна Оганесян

… - Володя, в тебе есть армянская кровь?

Его творческая жизнь - это более 600 песен и стихов, 20 ролей в театре и около 30 ролей сыгранных в кино. Популярность Владимира Высоцкого по-прежнему высока, а фильмы с его участием всегда находят место в телевизионной сетке телеканалов. Самые популярные картины с Высоцким – это «Стряпуха», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Вертикаль» и нестареющий фильм братьев Вайнеров - «Место встречи изменить нельзя». "Он родился в 1938 - но был человеком 21 века" - говорят его друзья и коллеги - те, кто жил и творил с ним в одно время.

-2

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями... Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову". "Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью.

-3

Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина Влади ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. Сам Высоцкий говорил об авторской песне так: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."

В армянской действительности мало кому известно, что весной 1970 года Высоцкий был с концертами в Армении. И это, отнюдь, не единственная связь Высоцкого с Арменией. Одна из последних ознаменовалась выходом в свет русско-армянской книги Ованеса Сарояна “Владимир Высоцкий” в 2007-ому году. Однако вернемся в далекий 1970 год. В то время, Ованес Сароян учился на первом курсе филологического факультета и о концертах Высоцкого узнал, когда артист уже покинул Армению. Потом, Сарояну о нем расскажет цирковая легенда – Леонид Енгибарян, но увы, встреча была уже невозможна.

-4

В 60-ые годы О.Сароян увлекся творчеством Высоцкого и начинал переводить его стихи на армянский, ни когда не думая об их издании. В 1998 –ом, на 60-летие артиста, Сароян принимает решение издать книгу и начинает искать людей, которые пригласили Высоцкого на гастроли в Армению, тех, кто общался с ним, кто мог рассказать о днях проведенных Высоцким в Армении. Удалось найти доктора исторических наук, профессора ЕГПУ – Мгера Карапетяна, который со своим двоюродным братом – Давидом Карапетяном, встречали летевшего из Одессы в Ереван Высоцкого. Именно Давид Карапетян, прочитав книгу “Владимир Высоцкий. Воспоминания” настоял на ее издании. Уже из книги читатель узнает, что в дружеском кругу Высоцкого особое место занимали друзья-армяне.

-5

Как известно, кинематографическая судьба Высоцкого складывалась далеко не гладко. Виной тому были песни Высоцкого, раздражавшие "высокое" начальство. Режиссёры попросту не желали жить в страхе, что артист окажется "не в форме". В результате, Высоцкий, имевший по своим актёрским достоинствам право на хорошие роли, долгое время довольствовался небольшими эпизодами. В двух картинах ("Увольнение на берег" и "Живые и мёртвые") Высоцкий оказался только потому, что вторым режиссёром был его старший друг, друг детства – Левон Кочарян.

Левон Кочарян
Левон Кочарян

Именно он, в 1961-ом осуществил первые записи Высоцкого. Сегодня это имя известно лишь тем, кто занимается изучением биографии Высоцкого, или, по крайней мере, знаком с соответствующей литературой. Между тем, по единодушному признанию всех, кто его знал, Кочарян был необыкновенно талантливым человеком. Он превосходно знал литературу, кинематограф, музыку, на съёмках водил танки, показывал изумительные фокусы. Творческая судьба его не сложилась, вернее, не успела сложиться. Как режиссёр-постановщик, он снял лишь одну ленту, и умер совсем молодым, едва дожив до сорока лет. Кочарян был хозяином знаменитой ныне квартиры в доме №15 по Большому Каретному переулку, где бывали, – кто реже, кто чаще, – люди, составившие славу отечественной культуры: А.Тарковский, В.Шукшин, Н.Мордюкова, О.Стриженов, К.Лавров и многие другие, а сам Высоцкий некоторое время жил у своего друга. Бывал здесь и молодой кинорежиссёр Э.Кеосаян. Время принесших ему всесоюзную славу "Неуловимых мстителей" было ещё впереди, а пока приходилось снимать не то, что хотелось, а то, что давали. "Я собирался тогда снимать фильм "Стряпуха". Знаете, я этот фильм с собой на тот свет не возьму, конечно. Но ведь надо было жить и что-то жрать тоже надо было, – рассказывал он в интервью. – И вот тогда подходит ко мне Лёва: "Ты должен взять в свой фильм Володю!" – "Лёва, что я тебе плохого сделал?! Это же камень на мою шею! Взять человека и воспитывать его!". Сам Высоцкий историю своего появления в "Стряпухе" запомнил иначе. "На съёмки "Стряпухи" я согласился потому, что попросил мой товарищ", – сказал он в интервью. На Большом Каретном авторитет Кочаряна был непререкаемым, так что Кеосаян Высоцкого в картину взял, и киногруппа уехала в станицу Красногвардейская. Вторым режиссёром фильма работал друг Высоцкого В.Акимов. О съёмках он вспоминал так: "Два месяца снимались почти без перерыва. Работы было очень много, всё делалось очень быстро. Поэтому в 5 утра я уже всех поднимал, в 6 выезжали в степь на съёмки и – пока не стемнеет... А потом набивалось в хату много народу, появлялась гитара со всеми вытекающими последствиями: часов до двух ночи пение, общение. А Э. Кеосаян Володю пару раз чуть не выгнал. Поскольку мы ежедневно ложились спать в 2-3 ночи, а в 5 уже вставали, то, естественно, на лице артиста и на его самочувствии это отражается. И Эдик был страшно недоволен, скандалил, грозился отправить Володю в Москву. "Володя вернулся в Москву и исчез, – рассказывал Э.Кеосаян. – Его гитара открывала любые двери лучше любой отмычки. Я уверяю вас, что любого артиста можно найти в Москве, любого! Володю же найти было невозможно, и пришлось мне озвучивать его другим актёром". Теплые воспоминания о Высоцком связывали поэта Людвига Дуряна. С Мушегом Галшояном они учились в литературном институте им. Горького и жили в общежитии. “В дверь постучали, - вспоминал Людвиг Дурян, - открыл, на пороге стояли наши однокурсники, а с ними... думаю – он, не он? - Не сомнивайтесь, не ошибаетесь, это я – Высоцкий… Ребята пришли пить армянский коньяк. Чуть позже, из соседней комнаты принесли гитару, Высоцкий настроил ее и его голос разнесся по всему общежитию".

Связь с армянами и армянской действительностью имела в жизни Высоцкого различные проявления. Ходили слухи, что в нем течет армянская кровь, и для удовлетворения своего интереса, Мгер Карапетян (который встречал Высоцкого в Ереване), однажды спросил его: - Володя, в тебе есть армянская кровь? Шум волн озера и клекот чаек не давал возможности ясно услышать ответ. И Мгеру Карапетяну показалось, он ответил, что его мама армянка. Уже позже стало известно, что армянка – его мачеха, Евгения Степановна Мартиросова, о которой Володя высказывался с безграничной нежностью.

-7

Кажется ничто не может связать любовь Высоцкого и Марины Влади с Арменией. Однако, есть предположения, согласно которым, знаменитую песню “07”, Высоцкий написал именно в Ереване, когда в день по 4-5 раз заказывал меж.город и разговаривал с Мариной.

-8

Высоцкий проявлял особую нежность и любовь к одному из видных артистов советского цирка клоуну-миму, народному артисту АССР Леониду Енгибаряну. Ему посвящается очень трогательное стихотворение “Енгибарову- от зрителей”. Оно было написано в 1972 году в связи с кончиной артиста. Это правдивая оценка, данная поистине Великим – Великому, где есть неповторимая боль и безутешное горе.

Шут был вор: он воровал минуты

Грустные минуты, тут и там,

Грим, парик другие атрибуты

Этот шут дарил другим шутам….

...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию... "Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями... «Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах, - Я, конечно, спою – не пройдёт и полгода»…

Сусанна Оганесян