Найти тему
Strategeum-Y

Лондон ищет свое новое место в международной и военной политике

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон подвергся публичной критике за недостаточно высокий статус делегации из Лондона на международной конференции по безопасности, прошедшей на днях в Мюнхене. Даже ранее заявленный для участия в ней министр обороны Бен Уоллес, был заменен чиновником более низкого уровня. Отсутствие британских собеседников на этом форуме было сочтено не просто организационной промашкой нового премьера, но и намерением премьера Джонсона несколько повременить с реализацией лозунга «глобальной Британии», провозглашенного его предшественниками. На первом этапе после выхода Великобритании из Евросоюза его больше беспокоит то, как не допустить турбулентности в госуправлении и выйти на новую стабильность.

Как раз в канун мюнхенской конференции Джонсон изрядно перетряхнул свое правительство, перетасовал персональную колоду в министерствах и ведомствах. Тому же Уоллесу в министерстве обороны он поменял одного из заместителей, месяцем ранее — еще двоих. Да и самому министру, который в нынешней должности только с июля прошлого года, пришлось побеспокоиться насчет сохранения места в кабинете Джонсона. Лондонская пресса пишет, что у него несколько раз возникали споры с офисом премьера по темам военных расходов и «Хуавэй».

Борис Джонсон (слева) и Бен Уоллес
Борис Джонсон (слева) и Бен Уоллес

Один из бывших заместителей Уоллеса (Тобиас Эллвуд) стал главой комитета по обороне в Палате общин, его предшественница на посту министра обороны (Пенни Мордонт) возвращена из недолгой опалы и стала министром без портфеля. Так что есть кому, если что, возглавить британское военное ведомство и повести его к новым рубежам.

Пенни Мордонт
Пенни Мордонт

Однако пока именно Уоллесу предстоят большие дела.

Борис Джонсон поставил задачу провести глобальный пересмотр внешнеполитических и оборонных приоритетов. Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб уже заявил, что вскоре последует «рестарт стратегии глобальной Британии». Однако эксперты смотрят на такие заявления скептически, пологая, что «глобальная идея» остается не проработанной как концептуально, так и в деталях.

Бен Уоллес пока продвигает другой тезис: «Британия — военная сила первого уровня». Это утверждение также подвергается большому сомнению в лондонских элитах.

-3

Второй «стратегический конек» Уоллеса — развитие проекта Объединенных экспедиционных сил (Joint Expeditionary Force), инициированного и ведомого Великобританией при участии Норвегии, Дании, Нидерландов, Эстонии, Латвии и Литвы. Фактически это проект расширенной коллективной обороны стран Балтии, позволяющий несколько «разгрузить» США в деле сдерживания России в Европе. На недавней встрече министров обороны стран НАТО глава британского военного ведомства заявил о готовности выделить в состав этого формирования быстрого реагирования армейскую бригаду и поддержать ее британской авианосной группой.

Британский F-35В на фоне авианосца "Королева Елизавета"
Британский F-35В на фоне авианосца "Королева Елизавета"

«Доведение до кондиции» авианосцев «Королева Елизавета» и «Принц Уэльсский» и предназначенных для них авиакрыльев, оснащенных многоцелевыми истребителями F-35B призвано зафиксировать место Великобритании среди ведущих военно-морских держав.

Тем не менее, в Лондоне считают ключевой задачей Уоллеса на ближайшую перспективу выстраивание отношений с США по военной линии. Пока же в Вашингтоне явно не видят британские вооруженные силы на близком к себе первом уровне, а скорее — на подхвате.

И, конечно, Бену Уоллесу придется завершить давно начатую работу над Стратегическим обзором обороны и безопасности — британским аналогом Белых книг по обороне или американской Национальной оборонительной стратегии. Тобиас Эллвуд в новом статусе главы комитета по обороне уже задал вопрос Уоллесу на заседании Палаты общин о том, как обстоят дела на данном направлении. Пока министр ограничился общими рассуждениями о том, что необходимо политическое планирование в области обороны приводить в соответствие с финансовыми возможностями бюджета. Ожидается, что этот стратегический документ будет выпущен осенью или к концу текущего года.