Ленинградский вокзал Москвы был построен на Каланчевском поле, впоследствии переименованном в одноименную площадь. Сейчас это место называется Комсомольской площадью или, по-другому, площадью «Трех вокзалов».
Вокзал считается самым старым в столице.
Ленинградский вокзал - начало истории
Указ о создании железной дороги, которая должна была связать Санкт-Петербург с Москвой, был подписан Николаем I еще в феврале 1842 года.
Работы по подготовке проекта будущих пассажирских вокзалов доверили знаменитому зодчему Тону. К этому времени Константин Андреевич был известен как создатель архитектурных проектов Большого Кремлевского Дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. В Петербурге стояла спроектированная им Екатерининская церковь.
Место под вокзал в Санкт-Петербурге определили быстро – на Знаменской площади, что неподалеку от Невского проспекта. В Москве рассматривались сразу два варианта.
Планируемое места размещения на Трубной площади и у Тверской заставы посчитали непригодными из-за их заселенности. Возникла боязнь, что вырывающиеся из паровозных труб искры и огонь могут привести к пожарам вдоль будущей дороги. Вторым фактором являлся «адский» шум, издававшийся тогда паровозами.
Исходя из этого, было решено строить вокзал на пустыре в районе Каланчевского поля.
История здания Ленинградского вокзала
Проект вокзальных комплексов для обеих столиц был единым: двухэтажный фасад со строгими формами, приставные колонки в простенках, арочные окна по подобию витражей Кремлевского дворца, башня с часами в два яруса и флагштоком сверху.
В 1849 году московский Петербургский вокзал был построен. Руководил строительными работами генерал Крафт.
Длина здания будущего Ленинградского вокзала составила немногим более 50 метров с шириной под 25.
Первый этаж был занят просторным вестибюлем, оборудован пассажирскими залами. Там же разместились императорские комнаты. Второй этаж отвели под служебные квартиры для руководства и специалистов железной дороги.
Отдельно хочется сказать о великолепии внутренней отделки и технических новшествах на Петербургском вокзале.
Пол помещений был выложен из дубового паркета, шведские печи отделали мрамором, устроенные в здании ватер-клозеты отапливались каминами.
В помещениях для императорской семьи, ко всему прочему, были установлены внушительные двери из массива дуба, а также шкафы с зеркалами.
Перрон вокзала прикрывал дебаркадер с вантовой системой, спроектированной архитектором Желязевичем. Размеры сооружения впечатляли: длина более 100 метров при ширине за 25.
Дебаркадер в первозданном виде простоял до 1903 года, после чего его заменили на арочный.
Движение на железной дороге Москва-Санкт-Петербург началось в августе 1851 года, 3 числа, когда из северной столицы в первопрестольную прибыл первый поезд.
Император Российский Николай I с семьей, великими князьями и германскими принцами опробовал эту дорогу уже 19 августа.
Днем начала регулярного сообщения между двумя столицами по первой железнодорожной магистрали Российской империи считается 1 ноября 1851 года.
Переименования и реконструкции Ленинградского вокзала
В 1855 году на престол взошел Александр II и железную дорогу из Санкт-Петербурго-Московской переименовывают в Николаевскую. Одноименное название получает и московский вокзал.
Очередное переименование приходиться уже на годы Советской власти.
В 1923 году дорогу переименовывают по приказу Комиссариата путей сообщения во главе с Феликсом Дзержинским в Октябрьскую. Соответствующее название получил и вокзал.
Через год, в связи с переименованием Петрограда в Ленинград, вокзал вновь меняет имя. С этих пор он уже «Ленинградский вокзал».
В 1934 году проходит первая реконструкция: увеличились площади под билетные кассы; начали работу справочное бюро, почта, сберкасса, а также телеграф. Для транзитных пассажиров оборудовали специальные помещения, а в царских покоях появились комнаты для матерей с детьми.
В конце сороковых обновили интерьеры и внутренние помещения Ленинградского вокзала.
Коренной реконструкции здание вокзала подверглось во второй половине семидесятых годов XX столетия.
В неизменном виде оставили лишь фасад здания, выходящего на Комсомольскую площадь. Со стороны левого крыла пристроили трехэтажный корпус. В нем разместили зал ожидания для транзитных пассажиров, гостиницу, медпункт и помещения для различных служб.
В 1975 году открывают кассовые залы: нижний и верхний. На месте прежнего дебаркадера устроили главный зал. В подземных переходах оборудовали входы на станции московского метро.
И в наши дни Ленинградский вокзал продолжает играть важную роль в транспортном сообщении между Москвой и городом Санкт-Петербург.
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ