Казанский вокзал Москвы расположен на Комсомольское площади или, как ее называют в народе, площади «Трёх вокзалов». Некогда здесь простиралось Каланчевское поле.
Казанский вокзал считается одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе. От его перронов отправляются поезда в трех направлениях: восточном, южном, а также юго-восточном.
История зарождения Казанского вокзала
В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги.
Здание представляло собой небольшое деревянное строение и не справлялось с возложенными функциями обслуживания пассажиров железной дороги. Перроны не были достроены должным образом, а из вагонов приходилось просто выпрыгивать или снимать пассажиров с трапов вагона на руках.
В 1864 году, по чертежам архитектора Матвея Левестама, было отстроено каменное здание.
Как и предыдущее, оно тоже не поражало своими размерами. Дебаркадер, железнодорожные платформы и залы вокзала были покрыты общей крышей. Вход украшала башенка с часами.
Оригинальные архитектурные решения отсутствовали, что сказывалось на функциональности новой постройки.
Казанский вокзал - начало строительства нового комплекса
В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани.
Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.
Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.
Все предложенные проекты, вплоть до 1907 года, были отвергнуты, как не соответствующие требованиям Министерства путей сообщения.
К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.
Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.
Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее.
Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославскимвокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского.
В октябре 1911 года, 29 числа, проект Щусева был утвержден, а его самого назначили главным архитектором строительства.
Утверждение проекта Казанского вокзала в МПС Российской империи состоялось лишь в ноябре 1913 года, но к подготовительным работам по возведению нового здания приступили уже в июле 1912, построив временный барак в стороне от расчищенного от старых построек места строительства.
По разработанному архитектором Щусевым проекту, здание Казанского вокзала должно было представлять изысканность в архитектурном стиле и убранстве внутренних помещений.
Первоначальная концепция здания Казанского вокзала
Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.
Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.
Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.
Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.
Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.
Зал ресторана предусматривалось оформить в Петровском стиле с безворсовыми зелеными с розовым гобеленами (шпалерами), деревянным плафоном с резьбой видов городов на пути следования Московско-Казанской железной дороги.
Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.
Крытые платформы по 80 саженей каждая устраивались для 12-ти подъездных путей.
Строительство и реконструкции Казанского вокзала
Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.
В годы Советской власти строительные работы на Казанском вокзале возобновили в 1918 году и уже через год открыли двери главного корпуса, который был к этому времени электрифицирован.
Деревянный барак постройки 1912 года снесли в июне 1922 года после окончания возведения пассажирских залов. Первый этап строительства продолжался вплоть до 1926 года.
Именно тогда был устроен зал ожидания для пассажиров пригородных электричек. В это подземное помещение со временем вывели вход на станцию «Комсомольская» построенного в будущем московского метро.
Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.
Часы с боем появились на фасаде здания в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам Щусев, а изготовление часового механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкареву.
Проработали куранты до 1941 года. Взрыв немецкого фугаса сбросил и повредил колокол часового механизма. Полная реставрация часов была завершена лишь в 70-х годах прошлого столетия.
В это же время была проведена первая реконструкция вокзала, которая позволила реализовать некоторые замыслы академика архитектуры Щусева.
Значительные изменения на Казанском вокзале и прилегающей Комсомольской площади приходятся на 1987-1997 годы.
В этот период был обновлен фасад, переустроены внутренние помещения, установлены крупнопролетные перекрытия над перронами, добавлены новые залы для ожидающих пассажиров.
В подземной части Комсомольской площади проложили туннель, соединивший все три железнодорожных вокзала.
Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, появились рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы, а также Рязанского проезда.
Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось в 1997 году, в день празднования 850-летия города Москвы.
Казанский вокзал по праву считается крупнейшим железнодорожным комплексом и представляет собой одну из достопримечательностей города Москвы – творение великого Щусева.
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ