Продолжаем разбираться в хитросплетениях, возникших за без малого 100 лет вокруг легенды отечественной парфюмерии - духов "Красная Москва".
Первую часть мы закончили на том, что Анри Брокар преподнес Великой Княгине Марии Александровне великолепный восковой ароматизированный букет и стал ее поставщиком.
Многие источники утверждают, что желая закрепить успех, Брокар создает духи "Букет Императрикс". Однако, как следует из альбома, выпущенного в 1914 году к 50-летию "Брокар и К" (лично мне этот факт известен лишь из многочисленных пересказов в Интернете), аромат появляется на свет лишь в 1882 году, то есть, через 9 лет после встречи Анри Брокара с августейшей особой. Согласитесь, поздновато. А главное, именно с "Букета Императрикс" начинается путаница - часто именно его называют прообразом "Красной Москвы". На самом деле, это не так. Более того, ни одной рекламы этого аромата мне найти так и не удалось. Зайдите на любой форум коллекционеров старинного стекла, и вы найдете там множество прекрасно сохранившихся брокаровских флаконов от каких угодно духов и одеколонов, кроме ... правильно, "Букета Императрикс"!
Впрочем, все эти заблуждения вполне объяснимы - слишком много "букетных" названий было в ассортименте фабрики Брокара: "Букет Екатерины", "Букет царский", "Букет Георгиевский", и наконец, "Любимый букет Императрицы". Этот последний, "Любимый букет" Генрих Брокар оценить уже не смог - он уходит из жизни в 1900 году.
- Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России. - неоднократно говорил Генрих своей Шарлотте, и словно напророчил...
Честолюбивый француз так и остался поставщиком всего лишь Великой Княгини. Зато успел Генрих Афанасьевич порадоваться другому - его дело в России давно называют Империей Брокара, а на состоявшейся в том же году Всемирной выставке в Париже продукция "Товарищества Брокар и К" получает высшую награду - Гран При.
И если бы Генрих знал, что через несколько лет его потомки примут на работу загадочного человека по имени Август Мишель, то несомненно порадовался бы их прозорливости.
Ещё букет, ещё француз...
Август Мишель... Историки парфюмерии называют его фигурой мистической. И действительно, известно об этом парфюмере чрезвычайно немного. Например, никто не может точно сказать, когда и как он появился в России. Одни источники называют 1902 год, другие - 1913, а некоторые (например, автор книги "Советский стиль. Парфюмерия и косметика" Марина Колева) и вовсе склонны считать его потомком француза, переехавшего из Нормандии в Россию еще в 18 веке. Однако в советских журналах 30-х годов можно прочитать, что Август Мишель родом из Грасса, и в Россию приехал в 1908-м. Причем, делается это утверждение со ссылкой на слова самого Мишеля. Вероятно, именно с 1908 по 1913 годы им и был создан "Любимый букет императрицы", основными нотами в котором были ирис, фиалка, гвоздика, жасмин.
И тут снова возникает путаница, но уже не в букетах, а в датах и императрицах. По одной из версий "Любимый букет..." создавался ко дню рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны (жены Александра III и матери Николая II). Некоторые источники утверждают, что знаменитый восковой букет был преподнесен именно ей, однако, на мой взгляд, сомнительно, что потомки Брокара стали бы использовать изобретение Генриха Афанасьевича в третий раз, да еще после смерти автора. По другой - аромат был подарен императрице Александре Федоровне (жене Николая II) в 1904 году по случаю рождения наследника. Три императрицы, две Марии, две Фёдоровны, и все получали букеты и "Букеты" от Брокара! Странно, что версий всего несколько, а не добрый десяток!
Лично мне симпатична версия номер один, причем абсолютно безосновательно. Мой единственный довод - вот этот портрет Марии Федоровны (той самой принцессы Дагмар).
Согласитесь, такая женщина действительно могла вдохновить кого угодно и на что угодно. Тут я не удержусь и позволю себе лирической отступление. На следующем снимке Мария Федоровна и Александр III – трогательная и очень земная монаршья чета.
А это Мария Федоровна в 20-е годы прошлого столетия, уже после отъезда из революционной России. Она до конца жизни не смогла поверить в гибель сыновей Николая II и Михаила, невестки и внуков.
Впрочем, оставим лирику. Вспомним слова самого Августа Мишеля о том, что в Россию он приехал в 1908 и согласимся все же с наиболее популярной версией. Она гласит, что аромат создавался специально к 300-летию дома Романовых, и был подарен императрице Александре Федоровне . Разные источники утверждают, что она любила нежные цветочные запахи, и воздух в ее покоях всегда был наполнен ароматом сирени и ландышей. Что же касается духов, то предпочтение императрицы было отдано "Розе Крем" от Коти. Судя по всему, "Любимый букет..." действительно удался. "Роза крем" была забыта, а новый аромат полюбила не только императорская семья.
На флакон "Любимого букета..." поместили портрет Екатерины II, коробочку украсили красным шелком. А вот точных описаний этого аромата мне пока найти не удалось. Те, что есть в открытом доступе либо повторяют все сказанное о "Букете Императрикс", либо копируют современную пирамидку "Красной Москвы".
И именно в 1913 году "Брокар и К" все же становится Поставщиком Его Императорского Величества. Не за конкретные духи, конечно, а за долгие и качественные поставки и в честь юбилея царского дома. Мечту Генриха Брокара сумели осуществили его сыновья Эмиль и Александр. К сожалению, ни сам Генрих, ни Шарлотта этого не увидели. К счастью, не увидели они и другого - революции, Гражданской войны и превращения Империи Брокара в Государственный Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный завод №5.