Первая испанская железнодорожная ветка была проложена от Гаваны до Гуимеса в 1836 году – тогда Куба еще была одной из испанских провинций. На Пиренейском же полуострове первая промышленная ж/д появилась в Астуриас – для нужд шахты в г. Арнао, а пассажирские перевозки начались лишь в 1848 году, когда построили отрезок Барселона – Матаро.
Появление железной дороги стало поворотным моментом в истории и экономике Испании, кроме того, тысячи людей с любовью и ностальгией относятся к этому виду транспорта и всем, что с ним связано. Именно их усилиями появляются, поддерживаются и пропагандируются музеи железнодорожного транспорта в городах, где земля стоит баснословных денег, а новая застройка грозит стереть любые свидетельства истории с лица земли. В этих музеях любой желающий может ознакомиться с развитием этого вида транспорта от конок до сегодняшних скоростных электропоездов.
В этих 7 музеях можно узнать все секреты ж/д Испании. Все они так или иначе историчны, так как находятся на территории аутентичных вокзалов и станций, через которые в свое время проходили тысячи пассажиров и тонны грузов, или же в настоящих депо в стиле стимпанка. Все они так или иначе интерактивны, поскольку в них можно потрогать, покрутить, понажимать, подергать, повертеть, залезть и спрыгнуть… и много того, что приходит в голову только детям. Кроме того, многие музеи организуют катание на исторических поездах -– следите за рекламой на сайтах и в самих музеях. И все они служат отличной прививкой от «гордыни поколения» - это тенденция считать, что в прошлом люди щи лаптем хлебали и ездили в основном на телегах, и то не все. 😊
Железнодорожный Музей Мадрида, расположенный в здании старинного вокзала Делисиас, который сам по себе – великолепный образец индустриальной металлической архитектуры 1880 года.
Железнодорожный Музей Астуриас в г. Хихон. Расположен на старинном Северном Вокзале, построенном в 1872-1874 гг.
Железнодорожный Музей Каталонии в г. Виланова-и-ла-Желтру (Барселона). И сегодня это важная станция пересадки, но старинный вокзал с депо сказался чуть в стороне от современных рельсов. Богатый набор локомотивов всех видов и вагонов. Жемчужина коллекции – паровоз, таскавший вагоны по первой пассажирской линии Испании Барселона – Матаро. В этом 2020 году музею исполняется 30 лет, так что будет много дополнительных мероприятий, в том числе катания в исторических вагонах. Смотрите анонсы на сайте
Баскский Железнодорожный Музей в г. Аспейтиа (Гипускоа). Здесь собрана одна из самых полных европейских коллекций паровозов, дизельных и электровозов, а также вагонов. Вокзал и мастерские с образцами инструментов и механизмов сохранились в первозданном виде с 1925 года.
Железнодорожный Музей Галисии в г. Монфорте-де-Лемос (Луго). Этот населенный пункт вырос и стал городом именно благодаря железной дороге Мадрид – Ла-Корунья (1883 год), которая проходила здесь. Позднее, когда поток поездов был перенаправлен в Оренсе, здешний узел утратил свое значение, и нынче выполняет функцию музея.
Интерактивный Железнодорожный Музей Эстремадуры в г. Эрвас (Касерес). По рельсам, проложенным параллельно тысячелетнему Серебряному Пути, перевозилось огромное количество черешни, каштанов, мебели и разнообразных фруктов, составлявших основу здешней экономики. Музей расположен в здании старинной станции. Небольшой и бесплатный музейчик.
Железнодорожный Музей в г. Рода-де-Андалусия (Севилья). В XIX веке это был важный железнодорожный узел, но потом… как обычно. Этот музей создается усилиями бывших машинистов, энтузиастов своего дела. Проводятся экскурсии с гидом, записываться на сайте. Кроме этих, в Испании есть еще немало железнодорожных музеев, ведь когда-то это был самый распространенный, популярный и демократический вид транспорта, сеть которого была намного шире сегодняшней. Так что смотрите внимательно по сторонам и не пропустите старинных, как правило, типовых и легко узнаваемых, станций и вокзалов – именно там обычно и оборудуются музеи.