Найти в Дзене

Как нельзя было исполнять музыку в Советском Союзе

Мы уже упоминали на нашем канале о некоторых  ограничениях которые существовали для исполнителей популярной музыки в Советском Союзе. Давайте поговорим об этом более подробно. Я сразу скажу хочу сказать, что в отношении всякого рода формальных и неформальных запретов, Советский Союз не был настолько тоталитарным обществом, каким его иногда пытаются изображать. Естественно, в разные периоды его истории были свои идеологические и культурные установки, но даже в самые суровые времена, кроме официоза существовали различные контркультурные течения, и в одно и то же время, но в параллельных мирах пели Иосиф Кобзон, "Машина Времени", Елена Камбурова и Аркадий Северный. Довоенная популярная музыка в Советском Союзе, как это ни странно, немногим отличалась от европейского мэйнстрима. Советские джаз-оркестры свободно перепевали популярные западные песни и сами сочиняли что-то похожее. Ситуация резко поменялась в конце сороковых годов, когда американские культурные веяния, которые вихрем ворва
Оглавление

Мы уже упоминали на нашем канале о некоторых  ограничениях которые существовали для исполнителей популярной музыки в Советском Союзе. Давайте поговорим об этом более подробно. Я сразу скажу хочу сказать, что в отношении всякого рода формальных и неформальных запретов, Советский Союз не был настолько тоталитарным обществом, каким его иногда пытаются изображать. Естественно, в разные периоды его истории были свои идеологические и культурные установки, но даже в самые суровые времена, кроме официоза существовали различные контркультурные течения, и в одно и то же время, но в параллельных мирах пели Иосиф Кобзон, "Машина Времени", Елена Камбурова и Аркадий Северный.

Довоенная популярная музыка в Советском Союзе, как это ни странно, немногим отличалась от европейского мэйнстрима. Советские джаз-оркестры свободно перепевали популярные западные песни и сами сочиняли что-то похожее. Ситуация резко поменялась в конце сороковых годов, когда американские культурные веяния, которые вихрем ворвались в обессиленную войной Европу, столкнулись с новыми идеологическими установками на "близость искусства к народу", которые внедрялись в СССР в рамках развернувшейся широкой борьбы с "космополитизмом". В популярной музыке под этот замес надолго попали новые течения в джазе, такие, как хард-боп. Даже традиционный джаз неожиданно оказался не очень политически благонадежным, и музыканты должны были по возможности избегать каких-то сложных импровизаций. Также идеологически вредной стала считаться танцевальная музыка на свинговой основе, например буги-вуги. 

-2

Со временем, идеологический пресс немного ослаб: разрешенными стали шейк и твист, эстрадные оркестры начали играть босса-нову. Однако, время от времени, возникали всякого кампании против новых веяний, идущих с Запада.

К концу 60-х годов сложились определенные правила того, что дозволено на сцене и в кадре советскому эстрадному исполнителю, и эти установки с небольшими изменениями дотянули практически до середины 80-х. Естественно, многое также зависело от жанра, времени, и места представления. 

Что было нельзя : 

1. Петь хриплым или форсированным голосом .

-3

Советский эстрадный исполнитель должен был петь чистым тембром, желательно хорошо поставленным голосом, без использования всякого рода вокальных приемов на расщепление или форсирование связок, гроулинга и тому подобного. Были однако и исключения - хриплым голосом дозволялось петь "поющим актерам". Под это исключение попадали например Владимир Высоцкий , Михаил Боярский, Валентин Никулин и другие, но филармоническому исполнителю такой голос был противопоказан. Поэтому в массовом советском сознании хрипотца всегда ассоциировалась со всякого рода андеграундом приблатненно-кабацкого разлива.

 Также можно было использовать нестандартную вокальную подачу для "создания образа" - в кино, театре или в мультипликации. В качестве примеров можно вспомнить "Остров невезения" в исполнении Андрея Миронова или "Песню Рыбы -Пилы" Александра Градского

2. Использовать перегрузочные  эффекты для искажения гитарного звука. 

-4

Все эти дисторшены, овердрайвы и фуззы до начала 80-х были совершенно неприемлемы. Более щадящие эффекты - всякие сустейны, "квакушки" можно было использовать, но тоже без фанатизма. 

3. Записывать басовый барабан

-5

Где-то до середины 70-х годов "бочка" практически отсутствовала как класс на всех советских записях.

Надо сказать, что и в западной популярной музыке того время ещё не было принято выпячивать басовый барабан, но советские записи в этом отношении доходили до совершенного пуризма. Отличительный признак советской школы звукозаписи - вяло прописанная ритм-секция, сохранился практически до конца эпохи. 

4. Выходить на сцену в слишком вызывающей или повседневной одежде.

-6

Эстрадный исполнитель должен был выступать в костюме. Желательно с галстуком: простым или "бабочкой".

Очень неформально считалось сочетать костюм с водолазкой или рубашкой без галстука с отложным воротником. 

Также можно было использовать сценические костюмы, со всякими блёстками, шитьем и галунами. (конечно не как у Элтона Джона, а поскромнее). В таком виде часто выступали вокально-инструментальные ансамбли. 

Футболки, джинсы, куртки, свитера - категорическое "нет" ! Исключение делалось для некоторых певцов из социалистических стран. Например, в джинсах мог появиться в телевизоре Дин Рид. 

-7

Женщины должны были выступать в платьях-юбках, но ни в коем случае не в брюках. В 70-е годы допускался брючный костюм на сцене, но на телевидении в нем появиться было нельзя. Глубокое декольте, открытая спина и плечи, миди дозволялись по обстоятельствам. На Новогоднем Голубом Огоньке - да , на официальном мероприятии - нет. 

-8

5. Танцевать или ритмично двигаться во время пения.

-9

Нормы приемлемого в поведении и пластике движений  исполнителя были ,пожалуй, наименее костными и постепенно смещались от статики к более свободному поведению на сцене. Причем певицам было позволено немного больше: они могли пританцовывать в те времена, когда мужчинам прилично было лишь поводить корпусом и жестикулировать. Исключения могли делаться для исполнителей с Кавказа и Закавказья, которым дозволялось демонстрировать толику бурного восточного темперамента.

Серьезный удар по общепринятым нормам нанес в середине 70-х Игорь Иванов со своими "Из Вагантов" - когда он станцевал на камеру не хуже какого нибудь Иржи Корна.

Тем не менее, исполнителям желательно было избегать амплитудных движений, прыжков и падений. 

 Окончательно эти правила пали с появлением на эстраде Валерия Леонтьева. 

-10

Также на канале вы можете прочитать :