Женьшень(1)
На дворе 1675 год. В русское посольство в Пекине лично царем Алексеем Михайловичем Тишайшим назначен новый глава-молдавский боярин Николай Спафарий. Человек многочисленных талантов и достижений жадно начинает изучать Китай и уже через три года результатом его исследований становится сборник сочинений об Азии. Именно с нескольких страниц этих сочинений и начинается российская история величайшего растения-женьшеня.
Вот пара фрагментов этих сочинений:
1."Корений множество, но ценней всего гинзен…"
2."И тот корень варят и дают тем, которые слабы от долгой немочи, и великую помощь подает".
Если в России растение стало известно лишь с 17 века, то в Китае корнем лечатся уже более пяти тысячелетий.
Засветившись впервые в древнейшем китайском лекарственном сочинении 1 в до н.э. "Шень-нун-бэн-цао" женьшень больше ни разу не сходил со страниц ни одного травника или фармакопейного труда, застолбив за собой место главного лекарства от всех болезней. Авицена не стал исключением и также включил его в свои авторитетные "Каноны врачебной науки"(10в).
Ценность женьшеня настолько велика, что особо крупным корешкам, словно драгоценным камням присваивали имена. В историю находок женьшеня корневщики внесли "императора", "великого отшельника" и "уссурийского старца" приблизительно одинакового веса и возраста (до 400 г, ~ 200 лет).
А в 1905 году в Приморском крае при строительстве дороги на Сучан (ныне Партизанск) нашли корень в 600 г, возрастом более 200 лет.
Растение, благодаря сильным лекарственным свойствам было известно не только Старому Свету. В 1718 г французский миссионер Ляфито, живший в племени ирокезов в Квебеке (Канада), первым описал применение индейцами растения, что послужило началом женьшеневой лихорадки такой силы, что ко времени принятия регулирующих законов "корень жизни" почти исчез с континента.
В 1735 году Линней устаканил растение в систематике латынью Panax(всеисцеляющий).
Благо женьшень всё-таки доковылял до наших дней и даже разводится в специальных теплицах-женьшенариях.
В диком виде растение под строжайшей охраной, но несмотря на это ежегодно таможенники изымают многочисленные партии импортируемого в Китай корня.