Найти тему
O K

Рим. Колизей

Колизей - грандиозный амфитеатр, знаменитый архитектурный памятник древнего Рима. Его начали строить в 72 году при императоре Веспасиане, а закончили - в 80 году при императоре Тите. Он был построен в низине, на месте осушенного пруда, который был частью огромной городской резиденции, под названием Золотой дом Нерона. В этой резиденции перед роскошным дворцом возвышался монументальный "Колосс" - огромная статуя императора Нерона. Этой монументальной статуе предприимчивые римляне меняли голову каждый раз, когда на престол всходил очередной император. Некоторые историки считают, что название амфитеатра Collosseo (Колизей) произошло от слова colosso (гигант). Что имелось в виду - гигантские размеры сооружения, или монументальный "Колосс" - историки не уточняют.

Не все стены грандиозного Колизея сохранились до наших дней. Из его камней в эпоху средневековья были построены многие здания в Риме. Утверждается, что при возведении собора Святого Петра в Ватикане тоже использовались строительные блоки частично разобранной стены Колизея.

-3

"Вид Рима. Колизей" - картина русского художника Фёдора Михайловича Матвеева. Она была написана в 1816 году. Великие мастера умели передавать не только масштабную перспективу, но и атмосферу, присущую местам с энергетической силой. Фёдор Михайлович Матвеев написал много пейзажей Рима и его окрестностей. Он все последние годы своей жизни работал в Италии. Мы снимали эту картину в Третьяковской галерее, в зале № 6. В интернете можно найти более качественные фотографии этого пейзажа.

-4

Гравюра Джованни Баттиста Пиранези с видом Колизея из сюиты "Виды Рима" была создана в 1776 году. В центре арены в те годы стоял крест, водружённый по приказу Бенедикта XIV в память о жестоких расправах над христианами, растерзанными в Колизее в эпоху раннего христианства. Крест простоял на арене до 1874 года. Фотографию этой гравюры мы сняли в 2016 году на выставке работ Пиранези в ГМИИ имени А.С. Пушкина, в фондах которого хранится одна из самых больших коллекций в нашей стране офортов Пиранези.

Встречаются виды Колизея и в разных исторических фильмах. В фильме "Римские каникулы" персонажи актёров Одри Хепберн и Грегори Пека, гуляя по Риму, заглянули и в Колизей. Про свои ассоциации, связанные с этим фильмом я уже упоминала в своих статьях: "Рим. Главное" и "Рим. Замок Святого Ангела".

Кадры из фильма "Римские каникулы" из открытых источников.

Фотографии в первой галерее этой статьи - из нашего семейного архива, которые сохранились с 2005 года. Мы тогда летом отдыхали в Римини, и всего на один день ездили с побережья на однодневную экскурсию в Рим. В следующий раз нам удалось выбраться на неделю в Рим только зимой, когда вечный город заливало непрекращающимся дождём. Возможно, именно ненастная погода придала многим древним памятникам архитектуры такой мрачный вид. Летним солнечным днём всё выглядело иначе.

Для посещения Колизея мы выбрали день, когда сильный ливень сменился моросящим дождём. Мы жили в отеле в центре города, и до Колизея не спеша дошли минут за 15. В такую погоду вся очередь из желающих посетить амфитеатр уместилась в галерее у касс Колизея. Летом длинный хвост очереди тянулся через всю площадь, огибая арку Константина.

От былого великолепия внутри амфитеатра ничего не осталось. Сейчас огромная арена больше напоминает каменоломню. В былые времена на нижнем ярусе располагались роскошные ложи для императора и его окружения, рядом находились мраморные кресла сенаторов, выше мраморные скамьи были предназначены для состоятельных граждан, а последние ярусы - для простой публики. На верхних галереях простолюдины вынуждены были стоять. Вход для всех был бесплатным, но места для зрителей распределялись в строгом соответствии с положением, которое они занимали в римском обществе.

Многочисленные арки, проходы и галереи позволяли очень быстро заполнить огромный амфитеатр, и так же быстро его освободить. В нижнем ярусе для входа и выхода было предусмотрено 80 арок. Пройдя под арками, зрители попадали в сводчатые галереи, которые шли параллельно наружным стенам. Подобные галереи были на втором и третьем ярусах.

Мы под арками в галереях на втором уровне прятались от дождя и фотографировали ближайшие архитектурные памятники. Арка Константина частично была обнесена строительными лесами, а развалины Римского форума и Палатина выглядели крайне непрезентабельно.

Мрачные мысли навевала не только дождливая погода, но и вид суровых стен, хранящих память о страшных исторических событиях. За Колизеем закрепилась очень дурная слава. Кровавые зрелища проводились в древнем Риме с большим размахом. Только за 100 дней празднования, которое продолжалось в честь открытия амфитеатра, погибли 2 тысячи гладиаторов, и было убито несколько тысяч животных. Про гладиаторов снято немало фильмов, самый известный из которых "Спартак" режиссёра Стенли Кубрика. Вот только этот фильм снимали не в Риме, и даже не в Италии.

Гладиаторские бои были запрещены только в V веке. По некоторым данным, этот варварский обычай прекратил Гонорий в 405 году, как несоответствующий духу христианства. Неизвестно, сколько жертв было принесено на арене Колизея во имя низменных вкусов толпы, требующей не только хлеба, но и кровавых зрелищ. Звериные травли продолжались до смерти Теодориха Великого в 527 году. Кроме гладиаторских боёв и травли дикими зверями христианских мучеников, на арене амфитеатра некоторое время проводились морские сражения - навмахии. Над амфитеатром во время представлений в жаркие дни натягивались тенты на вертикальных мачтах, укреплённых на верхних ярусах. Тенты разворачивали специально обученные матросы императорского флота с помощью устройств, подобных конструкциям для подъёма корабельных парусов.

В средние века уже в полуразрушенном от времени и землетрясений Колизее ещё устраивались некоторое время бои быков. В XIX веке папы римские начали проводить работы по укреплению стен Колизея. Сейчас амфитеатр находится под охраной государства. Под ареной проводятся раскопки, раскрывшие подвальные помещения, в которых в древние времена томились гладиаторы и содержались звери перед жестокими сражениями.

Колизей давно считается символом величия Рима. Ещё в VIII веке пилигримы говорили: "Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир".

Надеюсь, моим читателям будет полезна эта информация. Для тех, кто собирается ехать в Рим, и составляет план осмотра исторических объектов, возможно решится заранее вопрос о посещении Колизея. О некоторых других архитектурных шедеврах Рима можно прочитать в других моих статьях: "Италия. Рим. Фонтан Треви" и "Рим. Церковь Санта-Мария-ин-Космедин. "Уста истины"".

Скоро будут новые публикации о вечном городе на моём канале.