Изначально понятие «аэродинамика» было применительно к воздушным судам, использующим ее для уменьшения сопротивления воздуха. Термин стримлайн модерн стал активно использоваться в отношении высокоскоростных железнодорожных поездов с 1930 по 1950 год и их преемников «сверхскоростных пассажирских экспрессов».
«Стримлайн модерн»(Streamline Moderne) — новый аспект архитектуры и дизайна ар-деко , появившийся в 1930-х годах от промышленных дизайнеров.
Даже само название (streamline — «линия обтекания») происходило от термина из области аэродинамики. Аэродинамическая концепция движения и скорости в чистом виде. Обтекаемая архитектура подчеркивает изогнутые формы, длинные горизонтальные линии, а иногда и морские элементы.
В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов и револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер Chrysler Airflow оказался невероятно популярным, обтекаемые формы стримлайн модерна стали использоваться как для точилок, так и для зданий.
В промышленном дизайне его использовали в легковых автомобилях, грузовиках и автобусах, чтобы создать впечатление гладкости и современности. В стиле стримлайн модерн ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий.
Стримлайн модерн нашел свое отражение и в железнодорожных локомотивах. Хотя сейчас для транспортного средства аэродинамическая оптимизация вовсе не особенность, в то время это была целая революция сделанных на заказ узких и длинных локомотивов с закрытыми колесами.
«Золотой век» этого вида транспорта приходится на период между 1880-ми и Первой мировой войной с пиком в 1920-х годах. Экономический кризис 1930 года обозначил конец этой славной эпохи.
Известные «Стримлайнеры» были разработаны чуть позже, в 1930–1950-х и этот термин применяется как к высокоскоростным поездам 1930–1950-х годов, так и более поздним «сверхскоростным поездам». Любопытно, что этот термин применяется также и, так называемым, лежачим велосипедам — лигерадам.
После 1929 года промышленность фиксировала ежегодный спад в необходимости пассажирских услуг, а Великая Депрессия только ухудшила ситуацию.
Ар-деко оказал сильное влияние на архитектуру, дизайн интерьеров, моду и кинематограф. Концепция Стримлайн модерн стала толчком к развитию промышленного дизайна в его современном направлении.
Как бы то ни было, железные дороги не могли остановить появление автомобиля, к которому все хотели иметь доступ, но дали рождение аэродинамическому поезду — элегантному, быстрому и стильному объекту, который оставил нам эти замечательные фотографии для воспоминаний.
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Стримлайн модерн: ар-деко промышленного дизайна.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!