Культура складывается не только из идей и громких заявлений.
Она состоит из множества ежедневных ритуалов, которые мы совершаем, почти не задумываясь. Из того, как мы приветствуем друг друга. Из того, какие слова используем, чтобы погасить или подогреть конфликт. Из того, какими ценностями оперируем.
Управленческая культура, в свою очередь, состоит из тех действий, которые руководители совершают на совещаниях с коллегами, при постановке задач сотрудникам, при обсуждении ошибок. И вроде бы рутинные процедуры оказывают важнейшее влияние и на мотивацию сотрудников компании, и на их способность находить решение проблем, и на то, как решаются конфликты.
Правильные управленческие действия создают культуру, в которой поддерживается работоспособность коллектива, а значит и эффективность бизнеса.
Но очередь в кабинет руководителя - это тоже часть локальной культуры многих компаний. Невозможность донести свое мнение до руководителя, стандартные конфликты, упоение властью - это тоже часть культуры.
На такие традиции у подчиненных есть свой ответ. У них тоже есть ритуалы: кивать при начальнике и саботировать распоряжения, прикрывать недобросовестную работу коллеги, и так далее.
Такие традиции и ритуалы в разы снижают производительность людей. А значит и компаний. Они не дают предприятиям подняться на нужный уровень. Не дают развиваться в полную силу. А менять трудно.
Менять вообще трудно. Особенно то, что складывалось десятилетиями.
Помочь в этом могут другие традиции: гордиться своей профессией, гордиться результатом своего труда, гордиться коллегами. Постоянное улучшение системы тоже может стать частью культуры.
Так что, если вы решитесь менять, то найдите то, чем могут гордиться ваши люди. И приготовьтесь к долгому и сложному пути.
А в этом ролике я рассказываю о том, как должны проходить изменения и с какой скоростью они внедряются в компанию: