Найти тему
Формула-1

Что это за язык программирования – Scratch? И почему он совсем не такой как другие, а гораздо легче. Scratch – глава 1.

Всем привет, с вами Автоспорт Рулит, и сегодня я хочу поделиться необычной статьёй. Дело в том, что недавно я проводил мини-конкурс, кто первый поставит 3 лайка моим статьям и напишет под статьёй с конкурсом «участвую»+одна из тем для новой статьи, тому я напишу её на одну из тем: программирование на Scratch, Формула-1 или Звёздные Войны. Конкурс выиграл Ал Горан и попросил меня сделать статью про программирование на Scratch.

Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое Scratch, как он работает и т.д. Не буду особо затягивать, так что начнём.

Scratch – это скорее программа, нежели язык программирования. Дело в том, что здесь вам даже не надо вводить какие-либо коды (разве что редко придумывать их самому, но об этом поговорим позднее). Scratch – это язык блоков, в котором вам надо собирать блоки в один код.

Из чего состоит Scratch и как в нём работать?

Спрайты: Спрайты – это ваши персонажи и вообще все картинки (кроме фонов, о них мы ещё поговорим) в вашей игре, программе и т.д. Спрайту можно написать код блоков, который будет как-то управлять спрайтом. Например: Когда кнопка «Старт» нажата повернуться направо на 30 градусов и так повторить 10 раз. Это простейший код. Спрайт также имеет костюмы, например:

У нас есть спрайт Майкла Джексона. В первом костюме он смотрит влево, а во втором вправо. Мы можем нажать на старт, и наш Майкл Джексон начнёт менять костюмы и таким образом танцевать.

Предупреждение (это не конец): Научить программировать на Scratch – это не одна статья. Если вам нравится эта статья, и вы хотите продолжения Scratch-уроков то пишите об этом в комментарии и ставьте лайки, пожалуйста. Если эта статья наберёт 10 лайков, то я буду выпускать продолжение Scratch-уроков!

Итак, продолжим: Фоны: Фоны также как и спрайты могут иметь свой код. Фоны всегда находятся позади спрайтов, они также могут иметь блоки, но не такие у спрайтов. У фонов блоков меньше, например, они не могут двигаться или создавать собственные клоны (о клонах позднее). Но они могут управлять музыкой, камерой, спрайтами и т.д. с помощью переменных и сообщений (о них тоже позднее).

Итак, теперь поговорим о главном. О том, как управлять спрайтами, фонами и звуками при помощи блоков (впрочем, это делается только при помощи блоков). Мы имеем 10 вкладок с блоками, которые отвечают за разные действия. В Scratch есть следующие вкладки: «Движения» (отсутствуют у фонов), «Внешний вид», «Звук», «События», «Управление», «Сенсоры», «Операторы», «Переменные», «Списки», и «Другие блоки». Возможно, для вас много, но на самом деле это не трудно. Итак, пойдём по порядку.

Движения: Как я уже говорил, данная вкладка есть только у спрайтов, чтобы по-разному их двигать, поворачивать и т.д. Мы можем двинуть спрайт на любое количество шагов, повернуть его на любое количество градусов, изменить координаты спрайта на фоне и тому подобное. Движения также не могут работать без «Событий», но об этом позднее.

Внешний вид: Данная вкладка отвечает за эффекты, речь, цвета, костюмы спрайта, смену фонов, размер и так далее. Мы можем менять костюмы, показывать или скрывать спрайт, менять яркость или какие-либо другие эффекты спрайта. Эффекты в Scratch бывают разные. Завихрение, яркость, оттенок и т.д.

Звук: Здесь мы можем включать музыку, накладывать на неё эффекты, например эффект робота, эхо, затихание, питч и т.д. Можно изменять громкость музыки.

События: Самая важная вкладка. Без неё в Scratch сделать практически ничего не получится. Именно эта вкладка отвечает за такие команды как: «Когда старт нажат», Когда «клавиша пробел (не обязательно пробел) нажата», «когда спрайт нажат», «когда громкость меньше 90%», «когда фон сменился на такой-то» и т.п. Теперь разберёмся подробнее. Блоки прикрепляются друг к другу, и блоки вкладки «События» - основные. Их нельзя прикрепить к другим блокам, наоборот, это блоки прикрепляются к «событиям». Например, мы можем составить такой код: Когда клавиша пробел нажата: включить звук «bwoah», изменить костюм на «танец», сделать 12 шагов, остановить все звуки. Мы таки можем написать такой код как: Когда старт нажат включить звук «авто» и если клавиша 5 нажата, то остановить все звуки, но такие коды работают при помощи вкладок «сенсоры» и «управление», о них я сейчас расскажу. Также вкладка имеет «сообщения». Это такие сигналы, которые заставляют какой-либо спрайт выполнять определённый код. Например:

-2

Управление: Данная вкладка отвечает за повторы циклов, ожидание, клонов (о них позднее), и так далее. Например, мы можем написать такой скрипт: (фото с клонами). Что происходит? Спрайт получает сообщение и после ожидания воспроизводит звук 10 раз. Однако, если мы нажмём на спрайт, а затем на пробел, то звуки прекратятся. Почему? Итак, мы жмём на спрайт, затем если нажимаем на пробел, то звуки и остальные коды спрайта прекращают работу.

Синие блоки - сенсоры
Синие блоки - сенсоры

Сенсоры и операторы: Если хорошо уметь пользоваться Scratch, то при старании можно обойтись и без сенсоров, но я не могу не рассказать о них. Сенсоры – это такие необычные блоки, которые буквально вставляются в другие блоки. Давайте разбираться.

-4

Вот пример простых сенсоров. Например, изначально спрайт зелёный, но если навести на него мышью, он сменит цвет и яркость. На фото представлены простые сенсоры, однако существуют и другие виды сенсоров. Но чтобы рассказать о них, придётся зайти во вкладку «Операторы».

Некоторые операторы
Некоторые операторы

Операторы бывают овальные и формы ромба. Овальные, также как и сенсоры, вставляются в другие блоки. Скажу честно. Я не помню, что делают операторы с умножением, вычитанием и т.д (я про первые четыре оператора). В Scratch есть и другие операторы, но их используют редко, а я и вовсе никогда. В Scratch вполне можно обойтись и без данных операторов. Вернёмся к нашим баранам. Возьмём оператор «выдать случайное». Где он используется. Вот пример несложного скрипта с данным оператором:

-6

Итак. Когда флажок (он же старт) нажат, мы ждём случайное время от 1 до 10 секунд. Затем меняем костюм спрайта на один из пяти костюмов. Выбор случайный. Затем шар говорит «привет» и спрашивает наше имя. Если ответ Формулист, то шар меняет костюм и делает это от двух до пяти раз, в зависимости от того, как решит оператор. Кстати, тут можно задействовать более интересные сенсоры. Фото. А теперь перейдём к другим операторам, так называемым «операторам-ромбам». Но сначала придётся немного рассказать вам про переменные.

Переменные – это возможно самая сложная вкладка, но без неё создать хорошую и качественную игру (или приложение) практически нереально. Перемменые, это счётчики (например, очков или ХП), но также они отвечают и за кое-что другое. Например, мы можем написать скрипт следующим образом: Когда флажок нажат задать переменной локация случайное значение от 1 до 3. Если выпадает 1, то поставить один фон, а если 2 другой, если 3 не ставить вообще. Или например когда флажок нажат включить звук выстрел, передать сообщение «труп», изменить переменную «патроны» на -1. Когда клавиша 1 нажата, то если клавиша 7 нажата (то есть 17), спросить «чит-код». Далее, если ответ 132ВУЗ, то изменить патроны на Infinity (Infinity – бесконечность). Или мы создаём спрайт «Деньги», и при нажатии флажка он изменяет костюм на 150 рублей. Когда введён чит-код, мы можем изменить переменную деньги на 3000, а вместе с ней поменять и костюм на 3000 рублей. На самом деле, всё это можно делать при помощи сообщений, но представьте: вы нашли монету, и у вас стало 1000 монет, игра вам говорит «уровень пройден» и кидает вас к титрам победы. Если вы случайно нажмёте на клавишу 5 (например), то игра спросит чит (в титрах). Это будет считаться багом. Однако, создаём переменную, и попадая в титры задаём ей значение, допустим, 15. И тут же пишем скрипт, что если эта переменная равна 15, остановить другие скрипты спрайта. Таким образом, при нажатии клавиши 5, у вас не спросят чит-код. Переменные полезны и в других случаях. Теперь вернёмся к «операторам-ромбам».
Так вот, мы имеем операторов со знаками <, > и =. Как это связано с переменными? Например, мы можем написать вот такой код, в котором обязательно пригодятся операторы < и >

-7

Операторы-ромбы полезны и в других случаях.

Списки. Вот это, пожалуй, самая «редконужная» вкладка в Scratch. Мы можем создать список, добавить в него какие-либо слова, а дальше, например, создавать скрипты по типу: Если ответ содержится в «список», то изменить переменную «Очки» на 15. Кстати, такой код подойдёт для создания игр-викторин.

Другие блоки. Тут всё просто. Мы можем создать «другой блок» и придумать ему название.

-8

В Scratch есть немало других функций, сейчас я перечислил основные из них. Если вы хотите узнать о Scratch больше, и научиться на нём программировать, то с вас, пожалуйста, 10 лайков! Сегодня я рассказал о Scratch вкратце.

P.S я школьник, не судите пожалуйста строго.

Скачать Scratch: https://scratch.mit.edu/download тут подойдёт для Windows, Mac, Chrome OS или Android.

Мой второй дзен: https://zen.yandex.ru/id/5e23299c0ce57b00ae1a5e12

Ну что, пока что пора заканчивать, с вами был Автоспорт Рулит, заходите на мой Facebook (Формулист Дзен), всем пока!