Найти тему
OMG Kazakhstan

Московская "Фабрика грез"

Если вы прилетели в Москву по делам и вам выпало два-три часа свободного времени, смело отправляйтесь на тематическую экскурсию. Сегодня в столице России можно найти десятки готовых предложений, которые позволят узнать этот город лучше. Экскурсии бывают пешие, автобусные, даже на метро. Ваше дело выбрать то, что интересно. Одной из таких увлекательных экскурсий может стать поход на «Мосфильм», в самое сердце советского и российского кинематограф

Кому не хотелось узнать, как снимают кино? Кто не мечтал хоть краешком глаза заглянуть в самое сердце кинематографа? Кто хоть раз в жизни не задавался вопросом: «А как это работает?». Нет таких людей. Кино с момента его изобретения завоевало огромные армии поклонников. И со временем их не становится меньше. Кино – это навечно. И немножко приоткрыть завесу таинственности в этом притягательном мире сможет тематическая экскурсия на «Мосфильм».

-2

С чего начинает знакомство с главной студией страны? С музея кинематографии, конечно. И первым делом нас встречает киношный гараж! Тут собрана бесценная коллекция автомобилей, которые снимались в советском и российском кино. Все машины мало того что прекрасно выглядят, они все на ходу! В любой момент один из этих роскошных раритетов могут затребовать для съемок, и он туда поедет сам, только бензин залить. Многие из этих моделей сохранились лишь в нескольких экземплярах на планете, и увидеть их можно даже не во всех музеях автомобилестроения. Тут же выставлен и транспорт без двигателя внутреннего сгорания – отличная коллекция карет и возков, саней, тачанок, экипажей, двуколок и дилижансов.

-3
-4

-5

В музее «Мосфильма» показаны образцы работ гримеров. Это настоящее искусство и чудо, когда из одного человека могут сделать другого. Сегодня на службе у гримеров современные материалы и технологии, примеры их работ можно увидеть в музее. Особенно впечатляют маски к фильмам ужасов. Очень реалистично.

-6

-7

Отдельным экскурсом представлены костюмы из известных фильмов. Тут же рассказывают, как работают костюмеры, как шьются все эти наряды, как их приводят в соответствие времени и обстоятельств. Это очень-очень интересно!

-8

На «Мосфильме» работает более 1200 человек. Это флагман киноиндустрии. И большую часть этих людей никогда не видно в кадре. Но от их рук зависит очень многое. Речь о художниках-декораторах. Кинофильм начинается с эскизов, а разворачивается в уже построенных декорациях. На «Мосфильме» можно увидеть примеры декораций под открытым небом и павильонных. Вообще после окончания съемок фильма декорации сразу разбирают и утилизируют, потому что места они занимают много и чаще всего делаются под определенное произведение. Однако на территории студии стоит небольшой городишко, который не разбирают, так как эти декорации востребованы в современных реалиях. Это виды старой Москвы и старого Петербурга. Маленький городочек из двух улиц, каждая из которых изображает разный город. Питер каменный, с колоннами и кариатидами, изысканный и утонченный. Москва же абсолютно купеческая, с лавками, деревянными домами и пожарной каланчой. В этих декорациях, кстати, снимали «Анну Каренину». Из настоящего на этих улицах только брусчатка: в Санкт-Петербурге квадратная, а на московской стороне – круглая. И это единственное, что здесь каменное. Все остальное – фанера, пенопласт, краска и другие материалы, из которых художники-декораторы творят реальность.

-9
-10
-11
-12

Кино снимают не только на свежем воздухе, часть – в павильонах. Так как «Мосфильм» очень современный киноконцерн, то все компьютерные технологии тоже соблюдаются. Но если режиссеру надо настоящую церковь, то ее строят целиком внутри павильона. Снаружи фанерный куб, внутри него настоящая сельская церквушка, только без потолка, там стоит осветительное оборудование. Если не знать, что все это ненастоящее, то ощущение реальности полное.

-13

В общем экскурсия по «Мосфильму» занимает часа два. За это время посетители получают немало интересной информации и узнают много нового. Тут же можно увидеть и примеры комбинированных съемок и киноаниматроники – технологий, которые уже стали историей, их заменили современные цифровые возможности.

«Мосфильм» занимает настолько большую территорию, что тут есть даже свои улицы и две площади. Одна из них носит имя Леонида Гайдая, вторая – Сергея Бондарчука.
-14

Кинопроизводство в России появилось сразу после изобретения кинематографа. Братья Люмьер показали первые фильмы в Париже в 1895 году, зрители Российской империи познакомились с синематографом на год позже. В том же 1896 году сняли и первый российский фильм. Синематограф, как тогда называли кино, очень нравился царю Николаю II, и благодаря его протекции новинка получила в России быстрое распространение.

Экскурсии на «Мосфильм» проходят ежедневно, однако необходима предварительная запись. Купить билеты можно как на сайте «Мосфильма», так и в любых экскурсионных бюро Москвы.

Несколько лет назад «Мосфильм» устроил настоящий праздник для всех любителей кино. Концерн выложил в интернет все фильмы, которые были сняты на студии в советское время. Смотреть этот золотой фонд можно бесплатно и из любого конца планеты.

«Мосфильм» в цифрах

Основой «Мосфильма» считается киноателье Александра Ханжонкова, которое он построил в 1912 году. Ателье располагалось на Житной улице и по площади было всего 400 квадратов.

В 1919 году все киноателье были национализированы специальным указом, так как новое правительство быстро оценило роль кинематографа в пропаганде. Кстати, фраза В. И. Ленина о значении кинематографа полностью звучала так: «Пока народ безграмотен, для нас важнейшим из искусств является кино и цирк…"

В 1923 году все ателье объединили в один концерн, а в 1924 году на экраны вышел фильм Бориса Михина «На крыльях ввысь». Этот год и считают годом рождения «Мосфильма».

В 1925 году снимали знаменитый «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Этот фильм является классикой мирового кинематографа и обязателен к изучению во всех киноакадемиях и институтах мира. Тогда же, в 20-е годы, и была заложена в Подмосковье новая кинофабрика, которая бы соответствовала увеличивающемуся спросу Советов на кино и постоянным техническим новинкам.

-15

В 1931 году в недостроенную еще кинофабрику въехали творческие коллективы и сразу же начали работу. И тут же столкнулись с проблемой: проект студии был рассчитан на немое кино, однако за время стройки кинематограф уже обзавелся звуком. Переделывать все под новейшие технологии приходилось прямо на ходу, в процессе работы.

В 1934 году вышла в свет комедия в СССР «Веселые ребята». Это был первый музыкальный фильм режиссера Григория Александрова и первая лирико-комедийная роль Любови Орловой. В те же годы зрители увидели замечательные комедии «Цирк», «Волга-Волга». Иван Пырьев снимал комедии «Трактористы» и «Свинарка и пастух», в которых главные роли исполняла другая звезда советского экрана 30-х годов – Марина Ладынина. Тогда же вышел и фильм «Подкидыш» с блистательной Фаиной Раневской.

В сентябре 1941 года все киностудии по решению правительства были эвакуированы на восток, в Алма-Ату. 950 сотрудников «Мосфильма», отказавшись от брони, ушли добровольцами на фронт. 685 работников студии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта…

Уже в конце 1942 года, как только стало возможно, из Алма-Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал. На студию командировались демобилизованные из армии после ранений старые работники. Кроме того, на «Мосфильме» было организовано небольшое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. И уже к концу 1943 года все основные цеха студии работали с полной загрузкой. Всего за военные годы на «Мосфильме» было создано около двадцати полнометражных картин, в том числе и знаменитые картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Нашествие» Абрама Роома и др.

В 1944 году на специально созданной студийной аппаратуре был снят один из первых цветных фильмов «Иван Никулин – русский матрос» (реж. И. Савченко). А уже в 1946 году картина режиссера Александра Птушко «Каменный цветок» получила Международную премию на Каннском фестивале за лучшее использование цвета.

В середине 50-х и начале 60-х в советское кино пришло много талантов. В эти годы Григорий Чухрай покорил зрителей фильмами «Сорок первый» и «Баллада о солдате», Сергей Бондарчук на первом Московском кинофестивале получил награду за фильм «Судьба человека», картина «Летят журавли» Михаила Калатозова была удостоена Золотой пальмовой ветви на XI Международном кинофестивале в Каннах, Эльдар Рязанов стал популярен после фильмов «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», Георгий Данелия и Игорь Таланкин выпустили свою первую картину «Сережа».

60-е годы привнесли еще больше новых режиссерских имен: Тарковский снял «Иваново детство» и по-новому посмотрел на русскую историю в «Андрее Рублеве», Андрон Михалков-Кончаловский обратился к внутренним проблемам русской деревни в «Асином счастье», Элем Климов выпустил блистательную картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», Марлен Хуциев снял ставший хрестоматийном «Июльский дождь», Владимир Мотыль практически создал новый жанр отечественного «истерна» фильмом «Белое солнце пустыни», Леонид Гайдай покорил миллионы зрителей знаменитыми комедиями «Кавказская пленница» и «Операция «Ы», а Сергей Бондарчук – эпопеей «Война и мир», одной из самых сложных в постановочном отношении картин в мировом киноискусстве.

В 70-е годы «Мосфильм» был прославлен картинами «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова.

80-е подарили зрителям целую плеяду любимых фильмов: «Любовь и голуби» и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Самая обаятельная и привлекательная» Геральда Бежанова, «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза» Георгия Данелии, «Курьер» Карена Шахназарова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Чучело» Ролана Быкова, «Формула любви» Марка Захарова, «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой.

В сложное перестроечное время студия смогла пережить хаос и всеобщую разруху, здесь все так же продолжали снимать фильмы, самые значительные из которых «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, «Звезда» Николая Лебедева.

-16

В 21 веке киностудия «Мосфильм» по-прежнему остается самым крепким кинопроизводством региона. Сегодня концерн состоит из 21 подразделения, которые охватывают всю сферу. Обладая огромной производственной базой и ресурсами, «Мосфильм» продолжает выпускать качественные фильм и открывать новые имена.

Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.