Найти тему

«Кручу, верчу – собрать хочу!»

Этой весёлой детской присказкой можно объединить две детские настольные игры, принадлежащие к разным видам настольных игр в их классическом понимании, но ставшие необычными потому, что они являют собой своеобразный «разрыв шаблона» многолетней традиции.

«Змейка-домино ”Четыре сезона“». Группа из 2−4 детей вместо привычной линейной выкладки классического домино (хоть взрослого, хоть детского) старается соорудить на игровом столе волнистую, змеевидную линию, состоящую из слегка закруглённых, твёрдых картонных деталей (доминошек), содержащих части сюжетной картинки. Этих деталей, как в классическом домино, 28 штук. К ним добавлены 6 разрисованных кружков, с помощью которых осуществляется плавный переход от одного тематической части к другой. Их по ходу игры может расставлять взрослый ведущий.

4 времени года – 4 цвета, их обозначающих на 7 доминошках (на упаковке игры они названы «фишками»). В каждой такой группе представлены по 6 персонажей (мальчиков и девочек), выбравших себе сезонные занятия. Зимой, например, это игра в снежки, катание на коньках, лыжах и санках, сооружение снеговика и подкормка оставшихся зимовать птиц.

Правила здесь подчиняются классическому варианту домино. Если играет 2 участника, то раздаётся по 7 доминошек, если 3−4, то по 5. Пусть начинает игру самый младший из игроков. Далее каждому по кругу предоставляется возможность положить имеющуюся у него доминошку, подходящую по цвету и по рисунку к предыдущей. Если у игрока нет доминошки для хода, он берёт её из резерва, пока не попадется нужная для хода доминошка или свободные доминошки вообще не закончатся. Если игроку нечем ходить, его ход пропускается. Игра завершается, когда у одного из игроков не остаётся ни одной доминошки.

-2

На занятиях по языку, родному или иностранному, игрокам предлагается комментировать хотя бы одним предложением действия того персонажа, который подключается к «змейке». Получается коллективный рассказ о временах года как минимум из 24 предложений. Не было случая, чтобы у моих учеников эта игра не вызывала энтузиазма, а значит, возникал познавательный интерес и совершенствовался коммуникативный навык.

«Круговой тренажёр ”Цветные карандаши“». На этом тренажёре можно заниматься и в семейном кругу с ребёнком, и в группе детей со взрослым наставником. Настольная игра состоит из 2-х плотных картонных кругов, наложенных друг на друга и имеющих общий центр. Будучи прочно присоединённым в центре, малый круг легко вращается поверх большого круга. По краю большого круга по секторам размещены рисунки 12-ти детских игрушек, раскрашенных в трёхцветной гамме. В малом круге в 12 секторах размещены цветные карандаши – по 3 в каждом секторе.

-3

Сочетания их цветов не повторяются и соответствуют тем сочетаниям цветов, в которые раскрашены игрушки на большом круге. Взрослый предлагает игроку конкретный рисунок, а тот подбирает к нему карандаши.

С обратной стороны большого круга есть язычок для проверки ответов. Если на лицевой стороне тренажёра правильно совместить трёхцветную игрушку и набор карандашей с этими же цветами, то в 2-х отверстиях на язычке с другой стороны круга появится картинка с аналогичной игрушкой.

-4

В принципе тема цветоделения и цветообозначения широко представлена различными модификациями детского лото. При возможности можно использовать на занятиях по этой теме и детское лото, и круговой тренажёр. Закон о необходимости разнообразия занятий никто не отменял.