Дина Хапаева, российский историк и социолог, в настоящее время преподает в Технологическом институте Джорджии (г. Атланта, США). В самом начале 2020 года в издательстве НЛО вышел русский перевод ее книги ‘The celebration of death in contemporary culture”. В русском переводе книга была озаглавлена как «Занимательная смерть: развлечения эпохи постгуманизма».
На страницах своей книги автор постулирует тезис о том, что современное общество одержимо «тенатопатией». Под данным термином Хапаева понимает «культ виртуальной насильственной смерти в современной культуре, который связан с разочарованием в идеалах гуманизма и человечности».
Если говорить совсем просто, то автор утверждает, что современное общество очаровано насильственной смертью. Признаки этого усматриваются во всех явлениях повседневной жизни. Такая ситуация является беспрецедентной и не имеет аналогов в истории.
Среди истоков этой самой «тенатопатии» Хапаева выделяет разочарование современного человека в идеалах гуманизма, связанное в первую очередь с прошедшими в первой половине 20-го века двумя мировыми войнами. По мнению автора, именно разочарование в человеке сподвигло Толкина на написание им саги о властелине колец, в которой в качестве главного героя выступает не человеческое существо, а человекоподобный хоббит.
Хапаева до конца не знает откуда все это взялось, но подсознательно чувствует угрозу для жизни и здоровья модернового человека.
Автор напрямую не критикует работы французских философов середины XX века (Фуко, Леви-Стросс, Деррида, Бодрияр и т.п.), которые, в свою очередь, критиковали постулаты классического гуманизма. Однако, в тексте дается понять отношение автора к идеям Французской теории. Досталось идеям трансгуманистов и постгуманистов. Автор критикует даже борцов за права животных, которые, по мнению Хапаевой, незаслуженно принижают высокое имя человека, утверждая, что он такая же часть природы, как и любые другие живые существа, и что они, эти самые живые существа также имеют какие – никакие права.
Из книг вышеупомянутого Толкина, во многом вырастают сюжеты и персонажи современной популярной культуры, главными героями которых являются не люди, а существа (монстры), для которых люди в первую очередь пища (вампиры). Люди в этих произведениях представляются неполноценными и слабыми до момента своего перерождения в таких же хищников. Акт смерти в современных популярных произведениях упрощен до предела и воспринимается как что-то обыденное.
Приводится в пример серия книг «Затмение», «Дневники вампира» и другие популярные сюжеты.
Интересной является идея, по которой и коммунистический режим в России и фашистский режим в Германии в равной степени базируются на идеях антигуманизма. С этим нельзя не согласиться, так как любая тоталитарная идеология предусматривает необходимость принесения жертв во имя общего блага, без таких подвигов тоталитарный рай по определению не может наступить. Это справедливо и для германского и для советского тоталитаризма.
В обоих тоталитарных режимах существовали культы смерти. «Любить смерть» - таков был один из девизов СС. «Мы рождены чтобы умереть за Германию» - девиз «Гитлер югенд». «Смерть, разрушение, героическое самопожертвование, готовность отдать жизнь за Германию – вот ключевые постулаты нацизма, особенно во время Второй мировой войны. Лишним подтверждением данным выводам является то, что в нацистской Германии был широко распространен оккультизм.
Разумеется, в советской России не могло быть и речи о «культах» и любых других религиозных аллюзиях, тем не менее, тема памяти павших героев, принесши свою жизнь в жертву ради общего блага повсеместно поощрялась и пропагандировалась. Сами по себе похороны политических лидеров превратились в культурный, политический феномен. Был создан целый революционный некрополь, а мумия Ленина, фактически была объектом для поклонения, вполне себе культовым сооружением.
Среди недостатков работы, как мне кажется, можно выделить чрезвычайно пространный анализ серии книг о Гарри Поттере, которой автор предписывает все грехи современного общества в целом и "тенатопатии" в частности. Автор последовательно убеждает читателя в том, что Гарри Поттер является вампиром, психопатом и убийцей. При всей моей нелюбви к серии о Гарри Поттере, я не разделяю подобной решительной ненависти именно к данной серии книги так как считаю ее лишь одной из многих франшиз, популярность которой искусственно раздута маркетологами. Гарри Поттер лишь один из многих. Он явно недостоин высокого звания "Корень бед современного общества"
В целом, тезис о том, что культ смерти является уникальным для нашего времени, кажется не слишком обоснованным, так как любое общество в любое время в известной степени задается вопросами смерти, загробной жизни и т.п. Страх смерти это один из самых сильных страхов, мучавших людей всегда. Вопросы смерти волнуют людей вне контекста времени и культуры. Просто в условиях постмодерна и массовой культуры, продается и покупается все, в том числе страхи о смерти. Именно потому принты с черепками так хорошо продаются на Али - Экспресс. Говорить о том, что культ смерти - это уникальное явление настоящего времени, мне кажется не вполне верным.
Автор почему то сужает поле для исследования только Америкой и Россией, как будто в остальном мире не происходит ничего не интересного, связанного с мертвецами и актами смерти.
Автор исчезающе мало говорит о компьютерных играх, тогда как именно там разворачиваются самые кровавые замесы. Также Хапаева объявляет рэп музыкой, пропагандирующей смерть, и напрочь не вспоминает (или не знает) о более агрессивных стилях музыки, которые прямо воспевают кишки и кровяку.
Автор игнорирует тот факт, что в период расцвета этой самой "тенатопатии", мир переживает Great crime drop, то есть количество насильственных преступлений беспецедентно снизилось по всему миру именно во время расцвета "культа смерти". Полагаю, что такой феномен мог бы быть если не изучен на страницах книги, то хотя бы упомянут.
Однако, при прочих равных, надо признать, что вопросы, которые поднимает Хапаева в своей работе поднимаются не каждый день. Книга определенно будет интересна всем, кто интересуется общественными науками и хочет лучше понять то как устроено современное общество. Но главу про Гарри Поттера можно было бы и укоротить.