Моё знакомство с ёлочной игрушкой из Орла началось с просматривания товаров на интернет-аукционе. И вдруг на одной игрушке я "залипла", она меня просто заворожила. Я её рассматривала, переворачивала монитор и снова рассматривала... но так и не смогла понять что же передо мной. Я закрыла страничку и стала рассматривать другие игрушки. Но снова и снова возвращалась к той "что бы это значило?". В итоге я её купила))) Теперь я понимаю что такое "чёрт-те что и сбоку бантик", даже четыре бантика.
Когда-то и Орловская область производила елочную игрушку. В 1950 году этим занималась кооперативно-промысловая артель «Победа», в 1962-м ставшая уже фабрикой стеклянных изделий. Полторы сотни человек создавали то, что приходило буквально в каждый орловский дом, и не только орловский. Продукция пользовалась спросом по всей стране.
К слову, каждый месяц на фабрике разрабатывалось две-три новые игрушки. При этом авторское право чтили свято — в том смысле, что художники на фабриках не имели права «слизывать» разработки друг у друга.
Художников на фабрике было всего два, стеклодувов — 10-15, как правило, последние передавали навыки от отца к сыну. Нарисовать один завиток на игрушке стоило копейку, а самая дорогая игрушка продавалась за 16 копеек.
Любопытно, что фабрика «дала» несколько названий переулкам, которые и сегодня существуют в Орле: Игрушечный, Стеклянный…
По признанию Потапова, орловская игрушка очень сильно отставала от лучших восточноевропейских образцов — той же немецкой игрушки, да и от лучших отечественных. И мастеров высокого класса не хватало. И экономика не позволяла развиваться.
— У нас был прейскурант, который включал в себя все расценки. Максимальная цена стояла: за три черточки разного цвета — три копейки. Все. Поэтому даже если предлагалась более сложная, красивая игрушка, ее отказывались брать в производство — невыгодно было. И это сильно тормозило развитие.
Впрочем, уникальные игрушки все же были на орловской фабрике. Шли они с литерой «Н» — новинка, и утверждались не худсоветом предприятия, а комиссией во главе с заместителем самого Строева.
Так, например, появился набор из шаров и наконечника с видами города Орла под названием «Орлея».
Со временем стеклянную игрушку дополнили игрушки полистирольные, из пенопласта.
Пенопласт засыпали в алюминиевую форму, которую по знакомству заказывали на орловских заводах у друзей-литейщиков (и никак иначе, поскольку расценок на изготовление таких форм не было, а значит, и договор фабрика не могла заключить ни с одним заводом), опускали в кипящую воду. Полчаса варки — и игрушка почти готова — разве что боковой шов надо убрать да раскрасить фигурку. Так появились первые шесть мишек — с книжкой, с рыбкой, с саксофоном…
А потом начались 90-е. Круглогодичную работу объявили сезонной. Фабрику решили акционировать. Последняя елочная игрушка была выпущена то ли в 94-м, то ли в 95-м году.
По материалам МК https://chr.mk.ru/articles/2015/12/29/iz-semeynogo-chemodana-ob-istorii-orlovskoy-elochnoy-igrushki-i-ne-tolko.html
Конечно же фабрика с названием "Победа" не могла обойти тему победы в Великой Отечественной войне. И в 1975-м году была выпущена игрушка к 30-летию победы. На подвеске со звездой было всего две даты 1945-1975. Но, видимо, игрушка получилась столь популярной, что пресс-форму пришлось немного доработать, и стали выпускаться игрушки с надписями "1945-1976,1978", "1976", "1978", "1945" или вовсе без даты.
Так как новинок выпускалось 2-3 каждый месяц, то ассортимент игрушек был огромен. Но как всегда никаких точных данных, увы, нет. Поэтому давайте посмотрим на те игрушки, происхождение которых удалось установить. Наверняка узнаете игрушки со своей детской ёлочки.
И если на фабрике было два художника, то один из них имел свой узнаваемый стиль. И если вам где-то попадётся немного странная старая игрушка, то скорей всего это творение орловских мастеров)
Мой колобок на пеньке тоже принадлежит руке орловского художника
Если вы знаете игрушки, произведённые на этой фабрике, то поделитесь, пожалуйста, фотографиями.
- АКТЮБИНСКИЕ ИГРУШКИ. О НИХ МОЖНО ПОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ