-Добрый день, Наталья!
-Здравствуйте.
-Скажите, а согласны ли Вы с мнением, что социальное предпринимательство в России находится еще в стадии «зачатия» ? И возможен ли этот вид деятельности с учетом экономического вектора страны?
-Я бы начала с того, что во всем мире социальное предпринимательство еще не вошло в пору своей зрелости. Более того, можно однозначно утверждать, что в России мы продвинулись несколько дальше наших зарубежных коллег, как минимум, закрепив законодательно такое понятие, как «социальное предпринимательство». Вне всякого сомнения и предпринимательство, и социальное предпринимательство, как его часть, будут развиваться – это естественный путь развития, особенно, если принять во внимание психологические особенности взрослеющего поколения Z, а также демографические изменения, которые характерны нашему обществу наравне с общемировыми тенденциями.
-Вы являетесь председателем экспертного совета по развитию социального предпринимательства в Государственной Думе, достаточно серьезный пост, какие конкретные инновационные идеи Вы видите для выхода этого вида предпринимательства? Что необходимо для привлечения молодых специалистов к такому виду «благотворительности»?
-Я бы хотела увести наш разговор от понятия «благотворительность» — между социальным предпринимательством и благотворительностью нельзя ставить знак равенства, так как это на корню убивает главную ценность социального предпринимательства и обесценивает благотворительность. В саму систему обоих понятий заложено различие – предприниматель действует с очевидными экономическими целями, да, в случае социального предпринимательства его целью является либо решение социальных проблем через предпринимательскую деятельность, либо социальное воздействие, меняющее что-то в обществе, однако при этом главным принципом остается самоокупаемость и извлечение прибыли, которая чаще всего также идет на дальнейшее развитие социально ориентированного дела. Но социальное предпринимательство – это про деньги, про прибыль, про самоокупаемость. Задача же благотворительной организации – выявив проблему, устранить ее и прекратить свое существование. В этом главное отличие двух моделей – одна создается, что бы постоянно саморазвиваться, вторая должна самоликвидироваться по достижении цели, при это цель должна быть достигнута (конечно, когда мы говорим о системном решении проблем, а не о политике «латания финансовых брешей»).
Вопрос об инновационности более чем правомерен! Действительно, важно не углубиться только в по сути самозанятость социально незащищенных слоев населения, но и в том, чтобы глобально и по-возможности семимильными шагами решались социальные проблемы силами предпринимателей. Современная молодежь все меньше любит ограничения и заранее предложенные правила игры, а значит для многих выходом будет, как раз уход в предпринимательство, при этом, то что я вижу по нынешним студентам, они очень эмпатичны, а значит умеют видеть потребность, они креативны, а значит найдут нестандартные решения – главное не мешать и вовремя поддерживать.
-Что мешает развитию социального предпринимательства в России?
-Я не взялась бы утверждать, что социальному предпринимательству мешает что-то особенное, что абсолютно не имеет влияния на всю остальную экономику. Наверное, правильнее говорить о том, что бы помогло развивать социальное предпринимательство. И тут к основным драйверам роста и развития я бы отнесла льготные режимы налогообложения, сниженные кредитные ставки и возможности льготной аренды помещений, соответствующих видам деятельности социальных предпринимателей.
-26 июля 2019 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия. Насколько актуален этот закон и какие проблемы он смог решить?
-Я обычно сравниваю этот закон, точнее поправки в него с новорожденным. И как любой новорожденный он пока сам по себе ничего не смог решить – регионы только начинают формировать реестры социальных предприятий, на основании которых предполагается дальнейшая поддержка предпринимателей. На этапах формирования и принятия поправок было сломано много копий – про своевременность, целесообразность, востребованность и вотуум доверия предпринимателей не говорил только что совсем далекий от социального предпринимательства человек. Важным я считаю одно то, что мы ввели понятие социального предпринимательства в систему общественных знаний. Как лингвист могу сказать, что то, что не поименовано в языке, не существует и в умах носителей. Теперь мы можем, как минимум, думать такими категориями, как социальное предпринимательство.
-Социальное предпринимательство имеет глубокие корни в истории дореволюцеонной России. Мотивация социальных предпринимателей того времени главным образом была связана с религией. Так ли это сегодня?
-В те времена Церковь была в большей степени объединяющим началом, чем сейчас. Но главный принцип сохранился не смотря ни на что – решение социальных проблем гражданами.
-Фонд региональных социальных программ Вагита Алекперова «Наше будущее» первая в России организация, которая занимается системным развитием социального предпринимательства. Знаете ли Вы о такой организации? Если да, то какие проекты поддерживает этот фонд и насколько его работа важна для поддержки социальных предпринимателей?
-Да, я не только знаю фонд «Наше будущее», но и являюсь лауреатом премии «Импульс добра» в номинации «За личный вклад в развитие социального предпринимательства» в 2019 году. Фонд ведет очень важную и, что самое главное, системную работу по развитию социального предпринимательства в России. Это и финансовая поддержка, и уже на сегодняшний день огромная база знаний, доступная любому заинтересованному, не говоря уж об экспертной и информационной поддержке темы социального предпринимательства.
-Какой образ «социального предпринимателя» существует в России и в Европе?
-Неожиданный вопрос… И очень стоящий! Я не рискну ответить за всех, скорее выражу свое субъективное мнение и наблюдение, так как, являясь членом или активным участником таких международных сообществ как BMWResponsableLeaders,IAC,ASHOKA, знакома со многими зарубежными выдающимися социальными предпринимателями. Для меня сильно различаются «портреты» социальных предпринимателей «тут» и «там».Сегодняшний европейский признанный социальный предприниматель – это мужчина в возрасте чаще всего за 50, в пиджаке и джинсах, мыслящий очень глобально с визионерскими взглядами на десятилетия вперед. Портрет нашего социального предпринимателя для меня чаще – это женский образ. Женщина около 40, которая, подрастив детей, хочет нести больше добра миру. Как правило, это единичные локальные инициативы, которые решают социальные проблемы на месте и не очень системно.Отдельно стоят молодые и инновационные предприниматели – они похожи во всем мире, свободные и амбициозные приверженцы шэрингэкономики, уделяющие много внимания высоким технологиям и экологичности во всем.
-3 марта Вы проводите форсайт-сессию на тему «Рынок инвестиций социальной сферы-как должна измениться экосистема, чтобы привлечь частный капитал». Расскажите, кто Ваши слушатели и что они смогут узнать на этой встрече?
-Эта сессия особенная! Обычно все наши заседания экспертного совета закрытые, и проходят скорее в формате докладов и ответов на вопросы экспертов со стороны различных министерств и ведомств. Но, проведя уже череду подобных встреч, стало понятно, что не возможно старыми методами достигать новых результатов, а все вопросы, которые ставят социальные предприниматели или которые находятся в сфере их интересов требуют зачастую неординарных решений и подходов. Следуя духу предпринимательства мы решили и следующее заседание провести в новом, открытом формате. Нашими зрителями и слушателями будут не только сами социальные предприниматели, сотрудники различных министерств и ведомств, региональные чиновники, но и особое внимание мы уделяем привлечению студентов к темам дискуссии, так как будущее социального предпринимательства за молодыми. Главными темами будут государственно-частное партнерство в социальной сфере и создание привлекательного фона для социального инвестирования.
-Почему Вы считаете важным участником на рынке социальных услуг коммерческий сектор? Ведь социальные услуги у большинства граждан ассоциируются со словом «бесплатно».
-Сейчас мы живем внутри почти порочной конструкции, когда государство выступает одновременно и заказчиком, и плательщиком, и контролером в социальной сфере. Это необходимо изменить – не возможно одинаково хорошо играть все роли, будь ты предприниматель или государство. Частный бизнес гораздо мобильнее и лучше подстраивается под запросы рынка, при этом не стоит считать, что коммерческий сектор – это всегда = платные услуги для населения. Сейчас, наконец, получает популярность механизм сертификатов, когда потребитель голосует рублем (сертификатом) и ногами за того или иного поставщика услуг – это основа для здоровой конкуренции.
-Наталья, спасибо за столько содержательный и честный разговор на такую сложную тематику. Желаем Вам успехов во всех профессиональных начинаниях.
—Спасибо.