Фильм «Женский день» - это рассказ о жизни многих знаменитых женщин, переживших удивительно “судорожное” время истории и общественных перемен. Фильм основывается на обширных и обстоятельных исследованиях и на редчайшем архивном видеоряде.
Мощная движущая сила феминизма сыграла ключевую роль в первой русской революции, которая началась в Международный женский день 8 марта 1917 года, когда Советский Союз стал ареной невероятной и беспримерной человеческой драмы, в которой женщины играли новые роли, становясь образцами для будущих поколений.
Эти женщины проложили путь для многих будущих феминистских побед: право на свободу и образование, право иметь детей и работать, право на безопасность. Равенство мужчин и женщин было официально провозглашено в России в 1917 году. Символом сильной женщины в СССР стала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (первая американка полетит в космос только через 20 лет). Но какой ценой советские женщины получили свою независимость и какова была их жизнь была в действительности?
«Женский день» рассказывает историю нескольких женщин, достигших успеха в различных областях, изучая через их судьбы ту исчезнувшую культуру, которая все равно живет в сердцах и умах многих людей в бывшем восточном блоке. Их опыт и их судьбы - это также история их нации и их века, а также ежегодного праздника, призванного поддерживать гендерное равенство, но сегодня, напротив, ориентированного на традиционные гендерные роли и атрибуты, включающие, в основном, дарение цветов.
Невероятные истории женщин, в которых отражается история России 20 века. В откровенных диалогах с режиссером они делятся своими мыслями, чувствами, надеждами и страхами.
В фильме принимают участие:
- топ-визажист, видеоблогер Елена КРЫГИНА;
- основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга УСКОВА;
- сооснователь компании «Лаборатория Касперского» Наталья КАСПЕРСКАЯ;
- писатель, Лауреат Нобелевской премии Светлана АЛЕКСИЕВИЧ;
- директор Красногорского архива кинофотодокументов Наталья КАЛАНТАРОВА;
- диктор советского ТВ, «голос СССР» Дина ГРИГОРЬЕВА;
- одна из первых советских феминисток, диссидент Наталья МАЛАХОВСКАЯ;
- ветеран Сталинградской битвы Мария РОХЛИНА;
и другие заслуживающие уважения женщины;
ДОЛЯ ГАВАНСКИ - режиссер, актриса, сценарист, продюсер.
Родилась в Болгарии, выросла в Югославии, училась в школе в Белграде, Самарканде, Ленинграде и Москве, закончила курсы по актерскому мастерству в Москве и Актерскую Академию в Лондоне. Получила степень бакалавра в Кембриджском Университете, после чего защитила диплом кандидата наук по русскому театральному искусству и культуре в Колледже Голдсмитс Лондонского университета.
В 1967 бабушка Доли Гавански принимала участие в конференции «Женский день» в Москве, где встретилась с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. Бабушка оставила Доле фамильную ценность - портрет с автографом Терешковой, который и «запустил» Долю в путешествие навстречу «дочерям революции».
В настоящее время Доля Гавански живет в Лондоне, снялась в 9 фильмах, среди которых «В краю крови и меда» режиссера Анджелины Джоли, «Путешествие» Майкла Уинтерботтома, «Такой же предатель, как и мы» Сюзанны Уайт и др. Также много работала в проекта BBC и ITV, играет в лондонских театрах, среди ее спектаклей - хитовые постановки Тома Стоппарда и Тревора Нанна, написала несколько сценариев пьес для фильмов и для радио BBC.
Создала компанию Thea Films для реализации собственных проектов, в 2016 дебютировала как режиссер с документальным фильмом «Golos: украинские голоса» (совместно с Федором Левченко), фильм получил приз «за лучший документальный фильм» Лондонского Независимого кинофестиваля. С 2017 по 2019 снимала фильм «Женский день». Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Лондоне, Страсбурге, Вене и Сан-Франциско.
В данный момент Доля играет “cамую сильную женщину” Зарю (из России) во всемирно успешной видеоигре “OVERWATCH". И главную женскую роль в фильме «18 % серого» (Болгария, Германия, Македония, Сербия, Бельгия).
РЕЖИСCЕР О ФИЛЬМЕ
«Я была ребенком из Югославии, учившимся в 80-х в советской школе в Самарканде. В глазах моих одноклассниц я была единственной «западной» девочкой в советской школе. Я должна была вырасти советской женщиной, а вместо этого стала мамой лондонской девочки-подростка, а мир, в котором я жила, описывается теперь на страницах учебников истории.
Мне, актрисе, работающей в Лондоне, попадалось много ролей восточно-европейских женщин, и эти роли часто были основаны на определенных стереотипах и образах.
Но o чем же по-настоящему мечтали и чего боялись те подростки, мои одноклассницы в Самарканде, которые давно уже не носили ничего, что напоминало бы об их мусульманском наследии? Наблюдая сегодня за своей дочерью-подростком, я сравниваю ее с ними, и понимаю, что в этом возрасте мои одноклассницы были совершенно другими. Создавшая меня культура исчезла, но она была совершенно уникальной.
Цель этого фильма – углубиться в эту культуру и ее корни, попытаться установить, как она проявляется в сексе, политике, культуре, работе, семейной и духовной жизни. Это прошлое многое нам говорит о женщине не только тогда, но и сегодня».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА
Идея создания фильма родилась после проведения успешной выставки «Суперженщины: работать, строить и не ныть!», подготовленной компанией Thea Films совместно с галереей GRAD в Лондоне. Доля Гавански была одним из кураторов выставки.
Выставка вызвала огромный резонанс у представителей искусства и ведущих СМИ Великобритании. Газета The Guardian также назвала выставку «главным культурным событием недели». Важной частью выставки стал показ трилогии фильмов, возданных Долей. 30 минут фильма были поделены на 3 части, соответствующих разным периодам советского времени - от революции до Сталина, сталинский период, от Сталина - до перестройки. Фильм прослеживал изменения образа женщины под воздействием пропаганды. Фильм также был показан в Институте культурной дипломатии (Сultural Institute of Diplomacy) в Берлине и в Британской библиотеке (British Library).
После работы с архивными материалами Доле захотелось найти своих, живых героинь прошлого и сегодняшнего дня. Так постепенно на стыке архивной хроники и живых диалогов сложился "Женский день". "В архиве я поняла, что много можно понять про женский вопрос через тематику "8 марта" и категорию "достижения женщин", - говорит Доля Гавански. - В Советском Союзе женщинам говорили так: "иди и работай, ты можешь все". В современной Англии все по-другому. Здесь до сих пор существует проблема разных зарплат, здесь много говорят о "double burden" ("двойном бремени"), то есть как может женщина совмещать работу и семью. Это вообще один из самых важных вопросов, и он был поднят в СССР намного раньше, чем во многих других странах. Так что советский опыт уникален, но очень важный вопрос остается неотвеченным - насколько женщина была действительно "освобождена", какие новые проблемы приносило это "освобождение" и означало ли это "освобождение" «свободу».
ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ
Джеймс Нортон (James Norton), режиссер-постановщик документальных фильмов по истории и искусству для BBC, Sky, Bloomberg и других вещательных компаний - “Фильм не только рассказывает историю этих женщин и описывает события их жизни во всем ее богатом, трагичном и новаторском разнообразии, он также находит широкий отклик в сегодняшнем обществе во всем мире – от текущего лихорадочного состояния власти и влияния в России до реформ или радикализации среди мусульманских женщин, судьбы и прогрессивного развития политических идеалов и изменения самого представления о том, что значит – быть женщиной.”
Фиби Тэплин (Phoebe Taplin) (журналист и писатель): «Окно в удивительный мир жизни многих пионеров феминизма и сильных рабочих женщин, открытое с помощью уникальных архивных кадров... Фильм подчеркивает противоречия между идеализированным образом женщин – красивых, очаровательных, исполненных совершенства, могущих угодить всем и каждому – и реальностью, за которой стоит изнурительная работа и умение приспосабливаться, неудовлетворенность и утомительная необходимость жонглирования несколькими ролями. Это то, с чем мы продолжаем бороться сегодня. Если эта ситуация и изменилась, то к худшему»
Мария Шевцова (профессор театрального искусства и сценического мастерства) (Professor of Drama and Theatre Arts), Лондонский университет (University of London):
«Этот фильм совершенно изумительный – редкий захватывающий архивный материал отлично смонтирован Долей Гавански с пронзительными монологами интересных героинь. "Женский день" - замечательное посвящение жизни в ее различных проявлениях, он излучает тепло и энергию. Личные воспоминания идеально вписываются в исторический контекст с его культурными оттенками. Потрясающие женщины с чувством собственного достоинства и осмысленности своей жизни.