Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами и бомбовым вооружением важных стационарных объектов днем и ночью, в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара.
Различные модификации базовой машины Ту-95 базировались, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 1990-х гг. все самолеты с зарубежных баз были выведены.
В отличии от собственных предшественников модернизированная машина Ту-95МС имеет новое крыло с более высокоскоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, заменять угол установки. Всецело заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ, бортовой радиоэлектронный оборонительный комплекс Метеор-НМ и др.. Модернизируются бортовые средства РЭБ.. Главные изменения касаются ударного вооружения.
Самолет укомплектован радиостанциями, переговорным устройством, радиовысотомерами, радиокомпасом, аппаратурой дальней навигации, системой ближней навигации.
Экипаж (командир корабля, его помощник, штурман, второй штурман, бортинженер, оператор бортовых систем связи и кормовой стрелок) размещён в гермокабинах, находящихся в носовой и кормовой частях фюзеляжа. Экипаж располагает маленьким камбузом и туалетом.
Серийное производство Ту-95МС приостановлено в 1992 году. Проводятся работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а ещё тактическими КР. Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески 8 стратегических или же 14 тактических ракет нового типа.
Летно-технические характеристики
- Размах крыла - 50,4 м
- Длина самолёта - 49,13 м
- Высота самолёта -13,3 м
- Угол стреловидности крыла - по линии 1/4 хорд - 35 град
- Двигатель - 4 х НК-12МП
- Максимальная скорость - 830 км/ч
- практический потолок - 10 500 м
- Боевая дальность - 6500 км
- Площадь крыла - 295 м²
- Масса пустого самолета - 94400 кг
- Масса максимальная взлетная - 187700 кг
- Топливо - 87000 кг
- Экипаж - 7 чел
- Необходимая длина бетонной взлетно-посадочной полосы - 3500 м