Лев Николаевич Толстой – наше всё не меньше Александра Сергеевича Пушкина. Он, наверное, самый экранизируемый в мире русский писатель. Толстой застал зарождение кинематографа и даже бывал на киносеансах. Поговаривают, что он мечтал быть и сценаристом. Написать сценарий для фильма Толстому не удалось, но его романы подарили киношникам массу вдохновения.
В конце шестидесятых в СССР появилась мысль об экранизации «Анны Карениной». К тому моменту роман перенесли на экран уже 15 раз, но это всё были дореволюционные и зарубежные произведения. В 1953 году сняли телеспектакль с Аллой Тарасовой в главной роли, но он не взорвал публику. Взялся за кинороман Александр Зархи, влюблённый в русскую классику.
Сценарий для фильма Зархи написал сам. Помогали ему журналист Василий Катанян и его приятельница Лиля Брик.
В роли Анны режиссёр видел только одну актрису – Татьяну Самойлову.
На худсовете он открыто заявил, что без Самойловой снимать ничего не будет. Зархи отверг именитых претенденток, которые хотели у него сниматься, и даже отложил съёмки на целый год, потому что Татьяна Самойлова долго болела. Он буквально противостоял натиску зрителей, которые упорно не видели в роли Карениной Самойлову и заваливали студию гневными посланиями.
Настойчивость режиссёра обернулась проблемами с актрисой. Перед началом съёмок Татьяна Евгеньевна поправилась, из-за чего костюмы стали сидеть плохо. Её в срочном порядке отправили в Институт диетологии, где артистке пришлось экстренно худеть. Кроме того, Татьяна ненавидела примерки, поэтому с ней изрядно помучились костюмеры. Но вот роль она прочувствовала в полной мере и буквально вжилась в образ. Она мечтала показать Каренину как яркую индивидуальность и говорила, что
«Каренина – композитор, она автор трагической музыки собственной жизни».
Роль Вронского также писалась под конкретного исполнителя – Василия Ланового.
Тот поначалу отказывался, считая, что в сценарии образ Вронский прописан нечётко. Но потом всё-таки дал согласие. У режиссёра было опасение, что Самойловой и Лановому будет сложно найти общий язык, ведь они были женаты и не без проблем расстались в 1958. Но позже стало понятно, что тяжёлый опыт пошёл на пользу картине: Татьяна и Василий отчасти перенесли собственные переживания на экран, сделав сцены достоверно чувственными.
В сценарии была и довольно смелый по тем временам эпизод, в котором обнажённая Анна объясняется с Вронским. Самойлова сниматься согласилась, но при условии, что на площадке будут только Лановой, режиссёр и оператор. Эпизод сняли, хотя Татьяне он дался непросто. Зато зритель увидел настоящую страсть, ничем не прикрытую, которую нечасто показывали в советских фильмах.
А вот Каренина должен был играть Иннокентий Смоктуновский. Его уже начали снимать, но артисту диагностировали туберкулёз глаз, так что пришлось искать нового претендента. Зархи колебался между Николаем Черкасовым и Николаем Гриценко, в итоге остановившись на втором. У Гриценко получился Каренин жёсткий, зловещий и явно отталкивающий. Смоктуновский же планировал показать Каренина мятущегося, измаявшегося, который вызывал бы сочувствие, а не негатив.
Итогом напряжённой работы группы стала лента, без которой сегодня советский кинематограф уже немыслим, а
Анна Каренина в исполнении Татьяны Самойловой получилась канонической.
Мне, как обычному зрителю, вообще сложно смотреть на другие экранные воплощения Карениной, потому что именно в Самойловой, на мой очень субъективный взгляд, слились дерзость и нежность, самобытность и аристократизм, возвышенность и трагичность.
А как вы считаете, Татьяне Самойловой хватило таланта, чтобы сыграть презревшую пересуды влюблённую аристократку?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296