В Челябинске объединились два самодеятельных ансамбля «Ариэль» и «Аллегро». Произошло это 7 ноября 1970 года, когда по инициативе райкома комсомола Центрального района в челябинском молодежном кафе «Юность» было организовано своеобразное творческое состязание двух ведущих любительских рок-ансамблей Челябинска – «Ариэль» и «Аллегро». Этот импровизированный турнир натолкнул его участников на мысль о создании коллектива, в котором объединились бы лучшие исполнительские и творческие силы двух ансамблей. Так возник новый «Ариэль», которому суждено было вписать свою самобытную и яркую страницу в историю советской эстрады.
«К моменту нашего слияния мы были очень разными,— вспоминает Валерий Ярушин. — Однако в результате объединения мы получили не просто «сумму приемов», а нечто новое. Тогда я был уже твердо уверен в том, что чисто английская манера, которой придерживался первый состав «Ариэля», не имеет у нас далеких перспектив. И не только потому, что больше половины программы звучало у них по-английски... А скорее потому, что песни, музыка должны соответствовать духу, жизненному укладу, традициям страны, где музыка эта звучит. С другой стороны, совсем не хотелось отказываться от бесспорных достижений современной эстрадной музыки — новых способов звукоизвлечения, фразировки, опоры на постоянный ритм, специфических ладово-гармонических оборотов. Ведь все эти средства сами по себе нейтральны — все дело в том, что выстроишь из этих кирпичиков...»
Уже в первую программу, подготовленную осенью 1970 года, Ярушин включил две русские народные песни: «Ой, мороз, мороз!» и «Ничто в полюшке не колышется». В итоге — полный успех.
«Аудитория сразу же отметила интересные аранжировки, сделанные Ярушиным. Собственно говоря, это были не просто обработки, а свободные фантазии на народную тему. Ярушин брал лишь зерно песни, иногда меняя лад, размер, вводя свои подголоски, контрапункты, придумывая интересные «продолжения» фольклорной мелодии, вставные эпизоды, но никогда не отходя от настроения песни. По сути дела, его обработки можно считать его собственными композициями, основанными на народном материале. Их принципом была, по выражению Сергея Прокофьева, «новая простота» — необычные повороты, сопоставления и сдвиги элементов, хорошо уже известных...» - так вспоминал о первых творческих шагах ансамбля «Ариэль» музыкальный критик Аркадий Петров.
В 1970 году родился ансамбль «Мелодии и ритмы» Александра Пульвера (в дальнейшем он будет переименован в ВИА «Экспресс»).
Легенда гласит, что в 1969 году на празднике города Ярославля ансамбль п/у А.Пульвера услышал наш знаменитый танцор Владимир Шубарин, который в тот момент искал себе новый аккомпанирующий состав. В тот же день Александр Пульвер получил от Владимира Шубарина предложение о совместной работе. Это был шанс, и Пульвер не преминул им воспользоваться.
Премьера нового ансамбля состоялась в городе Ростов-на-Дону в программе «Вам улыбаются Звезды» в компании таких звезд эстрады, театра и кино, как Лариса Мондрус, Нина Бродская, квартет «Аккорд», Вадим Мулерман, знаменитое кинотрио Вицин, Никулин и Моргунов.
«Все знали, что Шубарин поменял оркестр и ждали нашего выхода, - рассказывает Александр Пульвер. – Мы, естественно, нервничали. Шубарин нас подбадривал. Надо сказать, что репетировали мы день и ночь и, в общем, были готовы к выступлению. Но как бывает всегда, что-то не срослось, и мы начали играть разные произведения. До сих пор не могу понять, как это произошло. Эта какофония длилась не более минуты. Выручил профессионализм Шубарина. Он сделал рукой стоп, крикнул «Тейк Файф» и отсчитал ауф-такт. Полилась музыка, мы пришли в себя, и номер закончился овацией. После концерта он собрал нас у себя в гримерке и по-доброму поставил все на свои места...»
В том же году ансамбль «Экспресс», сопровождая В.Шубарина, выехал на свои первые зарубежные гастроли (по советским гарнизонам, дислоцированным в ГДР).
При Гостелерадио Туркмении образован ансамбль «Гюнеш», прославившийся своеобразной восточной джаз-роковой аранжировкой своих композиций. «Гюнеш» на долгие годы задал «формат» музыкального развития в азиатских республиках СССР. Программа группы состояла из развернутых композиций, основу которых составлял арабский, индийский, иранский и афганский фольклор. Идейным вдохновителем «Гюнеша» был музыковед и композитор Олег Королев, а харизматическим лидером - виртуозный барабанщик Ришад Шафиев.
В Ташкенте выпускниками музыкальных вузов Германом Рожковым и Евгением Ширяевым был создан легендарный ВИА «Ялла». В состав ансамбля также вошли музыканты Шахбаз Низамутдинов, Рушан Багиров, Алиаскар Фатхуллин. Первые репетиции проходили в помещении Ташкентского театрально-художественного института, поскольку Герман Рожков был директором институтского учебного театра.
Название «Ялла» появилось на одной из репетиций из слов припева песни «Кыз бола» («Озорная девушка»). Аранжировка этой узбекской народной песни стала первой удачей ансамбля.
Успех «Ялла» основан на переплетении традиционных восточных песенных мотивов и современных ритмов. Кроме того музыканты очень удачно использовали в своих аранжировках народные узбекские инструменты — рубаб, дойру и др.