Творческое наследие Валентина Александровича Серова принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры. Среди плеяды замечательных мастеров русской живописи конца 19 – начала 20 века трудно назвать другого художника, чей профессиональный, нравственный авторитет был бы столь же велик и несомненен, чьи открытия имели бы такой широкий резонанс в развитии изобразительного искусства нашего столетия.
Его творчество поражает богатством и разнообразием художественных решений, способностью художника одинаково глубоко проникнуть в душу человека и сущность социальных явлений, найти специфические средства выражения для воплощения индивидуальности конкретного человека и поэзии мифа, особой повадки животных и лоска светской жизни. И в то же время искусство Серова отличается особой духовной цельностью и ясностью, ощущаемой в нём высотой и принципиальностью личности живописца.
Формирование художника происходило в исключительно благотворных условиях. Его отец – известный композитор и критик Александр Николаевич Серов, дружил со многими крупнейшими писателями, музыкантами, живописцами, актерами. Но очень рано, когда Валентину было 6 лет, он умер, и мальчик был привезён к учившейся в Мюнхенской консерватории матери. Год он учился у местных гравёров, затем его мать переехала вместе с ним в Париж. В Париже на его способности к рисованию обратил внимание Илья Ефимович Репин и принял к себе в ученики.
Через несколько лет семья возвращается в Россию, живя то в Москве, то в Киеве, то в Харьковской губернии. В 1880 году Валентин поступает в художественную академию (Москва). Также он вступает в Московский художественный кружок, организованный Саввой Ивановичем Мамонтовым. Подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» с его «свободным и живительным воздухом» (С. Аксаков) было в то время единственной в своем роде обителью «служенья муз». Старшими товарищами и наставниками Серова стали в эти годы В. Поленов, В. Васнецов и другие передвижники; друзьями и соратниками по новаторским поискам, а порой и веселым развлечениям — талантливейшие из сверстников К. Коровин, М. Врубель, И. Остроухое, М. Нестеров.
В Абрамцеве появились на свет первые зрелые работы Серова, среди которых особое место занимает этапная для развития русской живописи картина «Девочка с персиками» (1887), написанная в импрессионистском стиле.
В этом удивительно свежем, полном легкого дыхания и какого-то счастливого чувства радости жизни произведении Серов сумел не просто передать обаятельный образ Веры Мамонтовой, дочери владельца Абрамцева, но и нечто большее. Словно сама поэзия безмятежного детства, отрадная красота неискаженных человеческих чувств воплотились в чистом, радужном многоцветии этой картины.
Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел, и в частности керамики. Знаменитое блюдо, изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдаётся дань тем увлечениям. Михаил Врубель, который был одним из завсегдатаев клуба, организовал гончарную мастерскую, где он в дальнейшем и изваял свои самые известные скульптурные произведения.
Звучная нежность цвета, но уже в постимпрессионистском стиле, отличают и другой шедевр молодого Серова – созданную им в 1888 году в Домотканове (усадьбе друга художника В. Дервиза) картину «Девушка, освещенная солнцем», моделью для которой послужила родственница Валентина Александровича, художница М. Симонович.
На картине изображена двоюродная сестра художника Мария Симонович, которая успела выслать полотно из Франции незадолго до своей смерти из Парижа в Третьяковскую галерею, где оно находится и по сей день.
Аделаида Симонович – основательница первого в России детского сада, первый теоретик общественного дошкольного воспитания, автор книги "Детский сад", издатель педагогического журнала. У неё было шестеро детей. Аделаида Симонович держала художественную школу, в которой преподавали её племянник Валентин Серов и зять Владимир Дервиз.
Особая чуткость к состояниям и «настроениям» природы в связи с живущим среди неё человеком определила совершенство написанных Серовым пейзажей.
Портрет Зинаиды Васильевны Мориц, чьей красотой восхищался Васнецов, сравнивая её с Венерой Милосской, был написан Серовым в 1892 году. Мастер сумел таким образом запечатлеть особенности ее внешнего вида, создав сочетание сиреневого фона, на котором отчетливо выделяются белые перья накидки и смуглое лицо. Картина сразу после своего появления вызвала ажиотаж, а некоторые критики сумели разглядеть отдельные черты, присущие нервной даме и ассоциации с кокаином и морфием.
В целом же В. Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Некоторые авторитетные критики и знатоки искусства считают, что Александр Валентинович смог превзойти своего знаменитого предшественника благодаря отличной передаче света, благородству тонов и изяществу красок. К тому же Серов имел славу крайне скрупулезного художника, который мог на протяжении многих часов работать над незначительными мелкими деталями полотна, поэтому во многом его картины отличаются неподражаемой игрой света и тени и подробнейшей проработкой всех элементов.