Найти в Дзене

Искушение памятью-2

Фот Елены Брежицкой
Фот Елены Брежицкой

«…И за что ещё считаешь меня в праве наказать? Скажи!

Тот идиотский эпизод, который я (признаю!) даже забыла – с луковым супом, который ты не захотела есть, разозлила меня, да так, что от хлопнувшей двери вдребезги разлетелось стекло, поранило тебе руку. А потом мы оставили тебя дома - ушли на концерт… Ты испугалась, а потом ещё мы, вернувшись, наказали тебя, поставили тебя в угол и, забыв простить, ушли спать… Ты вернула мне его в память на сегодняшнем этапе, и мне ужасно стыдно. Это, словно, была не я. Мы тебя иногда лупили и почему-то (сама не знаю, почему) редко давали себе труд встать на твою сторону. Муж был всегда сторонником строгого воспитания, да и чадолюбивым не был. Это сейчас, когда мы на седьмом десятке, он говорит, что надо было заводить много детей. А тогда мы жили, и каждый пытался реализовать свою концепцию счастья. В результате мы развелись. Живём отдельно, но остались родными людьми, дружим, помогаем друг другу, нас объединяете вы – твоя семья, дети, наши внуки.

Ты росла, в школе хорошо училась, была спортсменкой, шла на золотую медаль. До десятого класса. А потом у тебя случилась любовь с твоим будущим первым мужем. Ты съехала в учёбе, получила троечный аттестат. О поступлении в МГУ уже не могло быть и речи. Ты воевала с нами. Кстати, довольно жестоко. Помнишь, тебя три дня не было дома? Сейчас, когда ты сама мать двоих детей, представь наши чувства. Тебе не сшили на выпускной новый наряд - ты пошла в моём платье и туфлях? Я, потерпевшая фиаско в моих планах о твоём возможном будущем, уехала в санаторий, когда ты всё же решила поступать в вуз на заочное отделение? А твой отец, узнав после выпускного, что ты решила учиться только через год, в тот же день отправил тебя устраиваться на работу? В обед ты уже получила швабру, тряпку и участок работы санитарки в больнице. Жестоко? А что бы ты делала на нашем месте?

Да мы боялись, что ты забеременеешь ещё до ухода в армию твоего первого избранника, который в последствии таки стал наркоманом. Знаешь, родителям часто приходится бороться с детьми ради их блага. А отчаяние – не лучший советчик. Мы были в отчаянии. К счастью, ты в тот же год поступила учиться заочно, а твоего суженного забрали в армию. Появилась надежда, что ты одумаешься. Я постаралась стать другом твоих друзей. Вы часто собирались у нас дома. Но твоя первая любовь-страсть победила – ранний, скороспелый и бесперспективный брак состоялся. В это время у нас с твоим отцом в отношениях наступала ясность – мы всё увереннее двигались к разводу. У меня обрушилось всё, с чем я связывала мои надежды – семья и твоё благополучное будущее. Я с детства была отличницей, активисткой, ответственной, ориентированной на то, что правильные поступки и решения приводят к правильным результатам. И тут я потерпела фиаско. Ты вспоминаешь, что на твоей первой свадьбе у тебя было чужое позаимствованное платье и «банкет» в трёхкомнатной квартире? Да я с трудом вообще переносила всё происходящее. Иначе, чем катастрофой, оно мне не представлялось. Два человека, самых близких, с которыми я была связана – муж и ты – не оправдали, предали мои надежды. Что делать? Мне сорок с небольшим, с дочерью – отчуждение, с мужем – развод. Я предприняла попытки начать мою личную женскую судьбу с чистого листа. Да, дочь, я хотела себе женского счастья! Это – преступление? Я много работала и в отпуск сбегала в санатории. Там была своя маленькая жизнь, которая помогала мне держаться, повышала мою самооценку. Это был глоток воздуха, помогающий примириться с реальностью. У меня появился перспективный мужчина. Возможно, с ним сейчас я была бы счастлива, и на моём лице не было бы печати сдержанной суровости, хладного, осмысленного усилия держать себя в руках. Возможно…»