Найти тему
Айрис-пресс

Кому доверить учить ребенка? О семейном образовании

Законодательство РФ, в отличие от законодательств многих европейских стран, позволяет родителям никому не доверять в этом отношении, а дать своему ребенку семейное образование. Какие особенности у этой формы обучения и есть ли «подводные камни»?

Семейное образование, прежде всего – это огромный родительский труд.
Семейное образование, прежде всего – это огромный родительский труд.

Самым главным отличием семейного образования от других нестандартных форм образования (заочной, очно-заочной, домашнего обучения и т.д.) является то, что ребенок на семейном образовании не причислен ни к одной из образовательных организаций. Говоря официальным языком, он «находится вне школьного контингента». А это означает следующее:

- за качество образования ребенка целиком и полностью отвечают родители, именно они составляют программу, подбирают учебники, организуют учебный процесс своего чада в соответствии со своим видением его потребностей,

- ребенок не обязан посещать школу, а родители не обязаны отчитываться перед кем бы то ни было за то, чем он занимается,

- ребенок не обязан (но имеет право) сдавать какие-либо аттестации до 9 и 11 классов,

- ребенок имеет право получить в школе учебники и пользоваться школьной библиотекой, но, поскольку он находится вне школьного контингента и зачисляется в него лишь на период аттестаций, не может получить справку о том, что он учится в такой-то школе, не получит школьный проездной, социальную карту, не сможет пользоваться льготами обычного школьника.

Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, не нужно никаких (!) обоснований, кроме обоюдного желания ребенка и родителей. И сделать это можно в любой момент. Родителям достаточно лишь уведомить департамент образования о своем решении. Подчеркиваем – не просить какого-либо разрешения, а просто уведомить, как о свершившемся и не подлежащем обсуждению факте. Кстати, точно так же просто можно вернуться обратно в школу.

А дальше начинается свободное плавание. И в этом океане немало подводных камней, делающих идею семейного образования «ограниченно применимой» для многих.

Семейное образование, прежде всего – это огромный родительский труд. И не столь важно, преподаете ли вы ребенку сами или выступаете в роли тьютора, координатора репетиторов и т.п. Это колоссальные затраты времени и сил, погружение в образовательную тему «от А до Я». Это постоянная необходимость мониторить ситуацию, чтобы не свалиться в одну из крайностей: дублирование той же школы, только на дому или потеря контроля за образовательным процессом и бессистемное «хватание» то за одно, то за другое. Поэтому семейное образование однозначно не подойдет тем, кто не может или не хочет все это взваливать на себя.

Самый сложный период для семейного образования – с 5 по 7 класс. В это время дети перестают воспринимать родителей в качестве педагогов. В это время на детей всей своей мощью наваливается пубертат, отбивающий желание учиться чему-либо вообще.
Самый сложный период для семейного образования – с 5 по 7 класс. В это время дети перестают воспринимать родителей в качестве педагогов. В это время на детей всей своей мощью наваливается пубертат, отбивающий желание учиться чему-либо вообще.

Второй подводный камень – непростое взаимодействие со школой. Переход на семейное образование и уход с семейного образования – процессы динамические. Часто дети либо проходят «началку» на семейном образовании и с пятого класса идут в профильные школы и гимназии, либо, наоборот, уходят на семейное образование в старших классах, будучи вымотанными школьными нагрузками, несложившимися отношениями с одноклассниками и педагогами. В любом случае, нужно быть готовыми к тому, что школа, с которой вы будете взаимодействовать в вопросах аттестации, приема ребенка после семейного обучения или ухода ребенка на семейное образование, будет иметь по этому поводу свою позицию, далеко не всегда юридически обоснованную. И нужно не только досконально знать свои права и обязанности, но и уметь их отстоять в каждой конкретной ситуации, ссылаясь на соответствующие нормативные документы.

Третий подводный камень – желание обеспечить ребенку идеальные условия для учебы и раскрытия его талантов и способностей, желание избежать столкновений с «системой» могут обернуться отсутствием умения бороться с трудностями, адаптироваться к не самым благоприятным условиям и находить пути решения проблем.

Самый сложный период для семейного образования – с 5 по 7 класс. В это время дети перестают воспринимать родителей в качестве педагогов. В это время на детей всей своей мощью наваливается пубертат, отбивающий желание учиться чему-либо вообще. В это время резко ослабевают все мотивации. Любой школьный учитель знает, что эти классы обычно самые «провальные» по учебе. Без школьного постоянного контроля, с одной стороны, ребенок может выдохнуть и больше времени посвятить отдыху, спорту, опробованию разных занятий. С другой стороны, существует реальная опасность, что все свое свободное время ребенок будет посвящать телефону и планшету. Поэтому, если нет среды, в которой ребенок регулярно занимается конкретными физическими делами, регулярно и помногу общается с живыми сверстниками, начало средней школы есть смысл провести в школьных стенах.

Подведем итоги. Да, семейное образование – далеко не идеальная форма образования, альтернативного традиционному школьному. По сравнению с той же заочной формой, она проигрывает по целому ряду пунктов. Однако в некоторых случаях именно семейное обучение может подойти конкретной семье идеально. Главное – есть возможность выбора! А выбор – за вами.

Н. Шаповалова