Законодательство РФ, в отличие от законодательств многих европейских стран, позволяет родителям никому не доверять в этом отношении, а дать своему ребенку семейное образование. Какие особенности у этой формы обучения и есть ли «подводные камни»?
Самым главным отличием семейного образования от других нестандартных форм образования (заочной, очно-заочной, домашнего обучения и т.д.) является то, что ребенок на семейном образовании не причислен ни к одной из образовательных организаций. Говоря официальным языком, он «находится вне школьного контингента». А это означает следующее:
- за качество образования ребенка целиком и полностью отвечают родители, именно они составляют программу, подбирают учебники, организуют учебный процесс своего чада в соответствии со своим видением его потребностей,
- ребенок не обязан посещать школу, а родители не обязаны отчитываться перед кем бы то ни было за то, чем он занимается,
- ребенок не обязан (но имеет право) сдавать какие-либо аттестации до 9 и 11 классов,
- ребенок имеет право получить в школе учебники и пользоваться школьной библиотекой, но, поскольку он находится вне школьного контингента и зачисляется в него лишь на период аттестаций, не может получить справку о том, что он учится в такой-то школе, не получит школьный проездной, социальную карту, не сможет пользоваться льготами обычного школьника.
Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, не нужно никаких (!) обоснований, кроме обоюдного желания ребенка и родителей. И сделать это можно в любой момент. Родителям достаточно лишь уведомить департамент образования о своем решении. Подчеркиваем – не просить какого-либо разрешения, а просто уведомить, как о свершившемся и не подлежащем обсуждению факте. Кстати, точно так же просто можно вернуться обратно в школу.
А дальше начинается свободное плавание. И в этом океане немало подводных камней, делающих идею семейного образования «ограниченно применимой» для многих.
Семейное образование, прежде всего – это огромный родительский труд. И не столь важно, преподаете ли вы ребенку сами или выступаете в роли тьютора, координатора репетиторов и т.п. Это колоссальные затраты времени и сил, погружение в образовательную тему «от А до Я». Это постоянная необходимость мониторить ситуацию, чтобы не свалиться в одну из крайностей: дублирование той же школы, только на дому или потеря контроля за образовательным процессом и бессистемное «хватание» то за одно, то за другое. Поэтому семейное образование однозначно не подойдет тем, кто не может или не хочет все это взваливать на себя.
Второй подводный камень – непростое взаимодействие со школой. Переход на семейное образование и уход с семейного образования – процессы динамические. Часто дети либо проходят «началку» на семейном образовании и с пятого класса идут в профильные школы и гимназии, либо, наоборот, уходят на семейное образование в старших классах, будучи вымотанными школьными нагрузками, несложившимися отношениями с одноклассниками и педагогами. В любом случае, нужно быть готовыми к тому, что школа, с которой вы будете взаимодействовать в вопросах аттестации, приема ребенка после семейного обучения или ухода ребенка на семейное образование, будет иметь по этому поводу свою позицию, далеко не всегда юридически обоснованную. И нужно не только досконально знать свои права и обязанности, но и уметь их отстоять в каждой конкретной ситуации, ссылаясь на соответствующие нормативные документы.
Третий подводный камень – желание обеспечить ребенку идеальные условия для учебы и раскрытия его талантов и способностей, желание избежать столкновений с «системой» могут обернуться отсутствием умения бороться с трудностями, адаптироваться к не самым благоприятным условиям и находить пути решения проблем.
Самый сложный период для семейного образования – с 5 по 7 класс. В это время дети перестают воспринимать родителей в качестве педагогов. В это время на детей всей своей мощью наваливается пубертат, отбивающий желание учиться чему-либо вообще. В это время резко ослабевают все мотивации. Любой школьный учитель знает, что эти классы обычно самые «провальные» по учебе. Без школьного постоянного контроля, с одной стороны, ребенок может выдохнуть и больше времени посвятить отдыху, спорту, опробованию разных занятий. С другой стороны, существует реальная опасность, что все свое свободное время ребенок будет посвящать телефону и планшету. Поэтому, если нет среды, в которой ребенок регулярно занимается конкретными физическими делами, регулярно и помногу общается с живыми сверстниками, начало средней школы есть смысл провести в школьных стенах.
Подведем итоги. Да, семейное образование – далеко не идеальная форма образования, альтернативного традиционному школьному. По сравнению с той же заочной формой, она проигрывает по целому ряду пунктов. Однако в некоторых случаях именно семейное обучение может подойти конкретной семье идеально. Главное – есть возможность выбора! А выбор – за вами.
Н. Шаповалова