Найти тему
РБК Стиль

«Это счастье»: переехавшая в Грузию россиянка о жизни в стране

Тренер, дизайнер, продюсер и предприниматели рассказывают о переезде в Тбилиси и о том, как им удалось найти работу, освоить новую профессию, открыть бизнес, создать семью и влиться в русскоязычное сообщество.

© КОЛЛАЖ: ЛЕРА СНОЗ (@LERASNOZ)
© КОЛЛАЖ: ЛЕРА СНОЗ (@LERASNOZ)

Уже несколько лет подряд Грузия остается одним из самых привлекательных направлений для тех, кто хочет на время, а может и навсегда сменить место жительства. В Тбилиси все чаще встречаются экспаты из России — их не пугают протесты, столкновения и запреты политиков. В конце июня 2019 года Владимир Путин подписал указ, временно запрещающий авиасообщение с Грузией из-за массовых протестов, начавшихся в стране. Тогда туроператорам было рекомендовано прекратить продажу путевок, а правительству — принять меры по обеспечению возвращения в Россию граждан, находящихся на территории Грузии. Но большинство экспатов, живущих там, не собираются переезжать обратно на родину. И дело вовсе не в политике: как они утверждают, никакой неприязни по отношению к русским у грузин нет. А вот от прекрасного климата и благоприятных условий для предпринимательства никто отказываться не хочет.

Так что же на самом деле происходит в стране? И как объяснить тот факт, что россияне все чаще эмигрируют в Грузию? На эти вопросы мы попросили ответить тех, кто не так давно переехал в Тбилиси.

-2

Иван Митин

Основатель отеля «Болотов.Дача» и сети антикафе «Циферблат» — о новом месте силы в двух часах езды от Тбилиси

Из последнего, чем я занимался в России, — сеть «Циферблат», которую мы основали еще в 2011 году. Она быстро начала расти и вышла на международный уровень: наши антикафе открывались в Англии, в Словении и на Украине. Следующим крупным проектом стал загородный отель «Болотов.Дача» в Тульской области. Он работает круглый год и собирает вокруг себя целую «Болотов.Деревню» для тех, кто хочет жить там постоянно.

Перед переездом в Грузию в моей жизни произошли крупные перемены: четыре месяца назад я получил израильское гражданство и даже пожил там некоторое время. Мне очень понравилось, но единственное, что не давало покоя, — идея открыть где-то место, похожее на «Болотов.Дачу». И лучшим направлением мне четко представлялась Грузия, куда я приезжал уже несколько раз в качестве туриста и сразу влюбился в эту страну. Сидеть на двух стульях, живя в Израиле и работая в Грузии, было бы сложно, так что вместе с семьей мы переехали сюда буквально месяц назад.

Помню, как я в первый раз прилетел в Грузию пять лет назад. Мыслей ни о каком отеле не было, но мне сразу понравилась эта страна. Хотелось узнать о ней больше, поэтому постепенно мы объехали ее всю на машине и побывали в самых далеких регионах. Здесь удивительная природа, красивая архитектура и доброжелательные люди. С ними легко общаться: я всегда веду себя открыто и не ощущаю, что между нами есть какие-то границы. Я понимаю, о чем говорю: прожив некоторое время в Англии, я все равно чувствовал себя чужим. В Грузии такого нет: идешь по улице, со всеми здороваешься и люди улыбаются тебе в ответ. Кроме того, здесь живет много русских, со многими из которых мы общались раньше в Москве.

Проект, который мы здесь основали, называется «Шато Шапито». Это будет большая ферма, отель и культурная площадка на природе в двух часах езды от Тбилиси. Для строительства мы выбрали землю вблизи национального парка Лагодехи. О нем, кстати, знают немногие туристы из России. А жаль — здесь есть лесные тропы, горы, водопады и озера. Сейчас мы в самом начале пути: собираем команду и занимаемся краудинвестингом — любой человек, неравнодушный к проекту и к Грузии, может купить наши акции на сумму от $500. Основать акционерное общество здесь было просто — все произошло буквально за пять минут в Доме юстиции, за чашечкой кофе. Согласитесь, представить такое в России сложно.

Национальный парк Лагодехи © CHATEAUCHAPITEAU.COM/RU
Национальный парк Лагодехи © CHATEAUCHAPITEAU.COM/RU

Грузины не выступают против россиян. У них есть вопросы к политическому режиму, но при этом они доброжелательно относятся к народу. Никто из экспатов или туристов пока что здесь не пострадал. Я не слышал, чтобы кто-то из грузин оскорблял русских или отправлял нас обратно на родину. Когда в центре города были выступления, я случайно оказался в самой их пучине — и даже там ни один человек не высказал ко мне неприязнь. Все было достаточно мирно. Проблема только в том, что теперь отменили прямой рейс, а это значит, что летать в Россию стало труднее, особенно с ребенком.

-4

Наталья

Персональный фитнес-тренер — о тонкостях переезда и стоимости проживания

Около двух лет я вынашивала идею переехать жить в другую страну. Мысли о том, куда хочется, были, но смущала стоимость и легальность проживания. Виза — серьезный вопрос, из-за которого совершенно не хотелось постоянно переживать. Летом 2017 года я увидела недорогие билеты в Тбилиси, полетела туда отдохнуть и уже через пару дней поняла, что мне здесь все нравится: и люди, и климат, и еда. Я еще не уехала, а мне уже хотелось вернуться, чтобы посмотреть сезон сбора винограда и подавить его ногами, как герой Челентано. Когда я во второй раз смотрела билеты, то случайно наткнулась на информацию от местного МИДа, где говорилось, что граждане России могут проживать в стране в течение года без визы и дополнительного разрешения. Я снова прилетела в Тбилиси в октябре, внесла залог за квартиру и в декабре переехала сюда с двумя котами.

Читайте также — Где все?! Живущий в Китае москвич — о том, что происходит в стране из-за вируса


В Грузии многие экспаты из России открывают свой бизнес.
Для этого им не нужен вид на жительство или какие-то другие документы: можно зарегистрировать ИП в Доме юстиции и оформить все необходимые бумаги за один день. Здесь нет лишних трудностей и бюрократии. А еще просто отправить ребенка в школу или детский сад: для этого достаточно принести нотариально заверенные в России документы и ребенка бесплатно примут в любое государственное образовательное учреждение.

В Москве я работала на телевидении, а переехав в Грузию, стала персональным фитнес-тренером. Сначала перешла на фриланс, потом начала увлекаться бодибилдингом, и уже в Грузии директор фитнес-зала предложил мне работу. Я получила сертификацию и устроилась персональным тренером. Так Грузия мне подарила новую профессию, о которой я даже мечтать не могла.

Зимой я хожу в кожаной куртке, легком пальто и белых кедах. А пуховик у меня только для поездок в Россию или в горы. Качество жизни здесь становится намного выше — и именно это так привлекает всех, кто переезжает. Солнце каждый день, плюсовая температура, свежие фрукты и овощи, улыбчивые люди — это многое меняет.

© ORLOVA MARIA / UNSPLASH.COM
© ORLOVA MARIA / UNSPLASH.COM

Огромным плюсом для меня стало то, что жить здесь оказалось намного дешевле, чем в нашей столице. Когда я переезжала, в историческом центре Тбилиси можно было снять однокомнатную квартиру за 10 тыс. руб. Сейчас цены немного поднялись, но до Москвы им очень далеко. Причем в эту сумму входила и «коммуналка», и интернет. Кроме того, если жить в центре, совершенно не нужен автомобиль. Такси стоит копейки, а для остальных целей я купила себе скутер.

Протестами на Руставели грузины показали свое отношение к внутренним проблемам страны. К русским у них абсолютно нет неприязни. Кроме того, наши страны тесно связаны не только экономическими, но и семейными узами. Уверена, что главная задача — побыстрее разрешить вопросы, из-за которых было приостановлено авиасообщение.

-6

Юлия Казанцева

Создательница бренда одежды Yuliko Kazandadze — об арт-пространстве с внутренним двориком

До переезда я работала менеджером по продажам, хотя всегда мечтала научиться шить. Кроить и моделировать я начала во время путешествия по Азии — туда мы отправились с мужем в надежде найти место, где сможем некоторое время пожить и позаниматься творчеством. Что касается Грузии, то сюда мы приезжали с 2015 года регулярно. Можно сказать, что с первого визита мы прониклись этой страной. Здесь все прекрасно без преувеличения: климат, вино, люди. Практически нет языкового барьера и ощущения, что ты находишься за границей, — все так же, как дома. И каждый раз, когда мы возвращались сюда, я ощущала себя на своем месте.

В какой-то момент мы поняли, что не хотим отсюда уезжать. Начали присматриваться серьезнее к окружающей обстановке и узнавать, как открыть свое дело. К тому моменту я уже четыре года шила, поэтому и возникла идея создать небольшую коллекцию женской одежды и посмотреть, будет ли она интересна еще кому-то, кроме меня. В голове зрела идея открыть уютный шоурум, где продавались бы разные вещи и интересные аксессуары. Муж меня поддержал и чуть больше года назад мы вместе основали концепт-стор Yuliko & Friends.

В Грузии плохо развита интернет-среда. Да, открыть и зарегистрировать бизнес — легко, а вот выстроить и наладить работу — намного труднее. Здесь невозможно забить в поисковик нужный запрос и получить на него мгновенный ответ — это было поначалу непривычно. Приходилось везде ходить самой и решать каждую проблему вплоть до поиска швейного производства. Причем чаще всего на моем пути встречались самоучки, а вот найти швею с образованием оказалось непросто. Но это уже другая проблема.

Я не могу назвать себя грузинским дизайнером, но вот бренд Yuliko Kazandadze — абсолютно грузинский. Все, начиная с появления идеи и закачивая производством продукции, происходит на территории Тбилиси. В центре города, и с недавнего времени еще в Батуми, у нас есть магазины Yuliko & Friends: здесь все понятно, Юлико — это я, а Friends — все наши друзья от сотрудников и партнеров до соседей и клиентов.

Мы с мужем живем в квартире, где располагается наш главный шоурум. Там есть гостевая спальня и уютный внутренний дворик с кошками. Когда мы только начинали проект, было сложно представить, как он будет развиваться и понравится ли одежда людям. Поэтому мы решили не рисковать и совместить проживание с работой в одном месте.

-7

Кристина Кабаева

Продюсер и бывший организатор TED в Москве — о женском клубе-лектории и семейных традициях

Переезд был абсолютно спонтанным решением. Это случилось в июне прошлого года. Раньше, в Москве, я занималась организацией образовательных проектов: лекциями для проекта TED x Sadovoe Ring и тренингами в «Белой вороне». Все было хорошо, но в глубине души меня никак не покидало желание попробовать сделать что-то новое и изменить мир вокруг себя. Тогда я решила в первую очередь уехать из Москвы. Почему Грузия? До этого я уже была в Тбилиси два года назад — мы проводили там корпоративный тренинг. Как и большинство туристов, я сразу же влюбилась в эту страну, поэтому и решила пожить в ней некоторое время.

Читайте также — Экспаты из России — о жизни и работе в Нью-Йорке


В Грузии я совершенно никого и ничего не знала.
Я приехала в никуда, и, если честно, сначала было непросто. Непривычно жить с отсутствием конкретных планов и без работы, а в Тбилиси получилось все именно так. Постепенно я начала преодолевать летнюю расслабленность и взяла себя в руки. Размышляя над тем, что можно было бы организовать в уже близкой мне образовательной сфере, я решила открыть клуб-лекторий, создать русскоязычную среду. Знаю по себе, что многим экспатам этого не хватает. И судя по отзывам после первых мероприятий, мне удалось угадать правильное направление.

Мост мира и Дом юстиции на берегу Куры, Тбилиси © WESTEND61 / GETTY
Мост мира и Дом юстиции на берегу Куры, Тбилиси © WESTEND61 / GETTY

Работать в сфере образования в Грузии тяжело. Я понимала, что с этой точки зрения страна объективно отстает от мирового и российского уровней. Хотя радует, что здесь есть большой потенциал и пространство для саморазвития: грузинская молодежь интересуется трендами и старается перенимать опыт у европейских и американских коллег. С переменным успехом я начала работать, но пока что, в основном, для экспатов из России. А мне бы хотелось чаще встречать на лекциях в клубе местных жителей.

Прочитать лекцию в клубе могут те, кто уже живет в стране или планирует поездку сюда. Обычно я ищу спикеров в интернете и приглашаю их в лекторий. Среди них уже появились те, кто просто путешествовал по Грузии и внезапно решил сюда переехать, бесповоротно полюбив эту страну. Среди спикеров бывают и грузины.

Практически сразу после переезда я познакомилась со своим будущим мужем Иракли. Есть такой миф, что сюда переезжают те, кто уже вышел замуж или находится в активном поиске грузинского мужа. Я о таком даже не думала. А все остальное — проделки судьбы. С самого начала мы всегда были вместе, и он меня очень поддержал во всех начинаниях. Недавно в июне, спустя год после нашей встречи, мы поженились. Он полностью опровергает стереотипы о местных мужчинах. Единственное — любит грузинскую кухню, так что сейчас я учусь готовить национальные блюда. Мне нравится, что у грузин особое отношение к семье и традициям: они стараются как можно чаще встречаться с родителями, друзьями и просто обожают шумные многолюдные свадьбы.

-9

Марк Зимненко

Сооснователь Cocktail Factory Tbilisi — о любви к праздникам и застольям, которая объединяет русских и грузин

Два года назад вместе с друзьями мы решили открыть коктейльный бар в Тбилиси. Мои партнеры по бизнесу — Сергей Раимов и Тимур Какучая. С Сергеем мы познакомились давно, еще когда работали над проектом для московского Four Seasons на Охотном ряду. Он рассказал мне об идее открыть бар, который будет специализироваться на коктейлях. Мы долго думали над локацией и после неслучайной встречи с Тимуром остановили выбор на Грузии. Нашим инвестором стал Максим Коновалов — один из крупнейших рестораторов России. И вот не так давно мы уже отпраздновали год с момента открытия. Хотя в Грузию я переехал раньше, практически два года назад. У нас ушло немало времени на то, чтобы найти помещение и разработать барную карту.

Открыть коктейльный бар в стране, где практически каждая семья делает домашнее вино, — это риск. У нас было много страхов и опасений: получится ли в консервативной Грузии запустить бар, куда люди будут приходить для того, чтобы отдохнуть и выпить. И мы оказались одними из первых, кто все-таки решился на этот шаг. Видимо, глобализация взяла верх: сегодня мы готовим по 500–600 коктейлей в выходные дни — а это хороший показатель даже для столицы. Грузинской молодежи надоели традиционные застолья, хачапури и чача. Наверное поэтому практически 70% наших гостей — это местные жители, еще 20% — экспаты из стран бывшего Советского Союза и 10% — из Европы и Америки. Кстати, вслед за нами индустрия начала расти: теперь на коктейльной карте Тбилиси появилось несколько неплохих мест, с которыми мы дружим и вместе развиваем сферу барного бизнеса.

 Бар Cocktail Factory Tbilisi © ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ГЕРОЯ
Бар Cocktail Factory Tbilisi © ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ГЕРОЯ

Гости приходят к нам за «Мэри Бладиашвили», «Маргаритой Пиросмани» и «Вай мэ!». Изначально мы хотели готовить коктейли только из локальных ингредиентов. Но со временем клиенты сами задали нам направление, в меню появились и классические, и авторские коктейли на грузинский лад. Очевидным плюсом для нас оказалось то, что грузины любят отдыхать и гулять — это сближает их с русскими.

Наш бар находится на территории старого тбилисского винзавода. Он был построен в центре города в конце XIX века известным архитектором Александром Озеровым. Специально для этого его отправили в Париж, чтобы он познакомился с тонкостями виноделия и перенял европейский опыт. Завод проработал до 80-х годов прошлого столетия, пока не пришел в упадок. Только в 2017 году им начала заниматься группа частных инвесторов из России, Великобритании и Израиля, чтобы возродить культурное пространство. Мы стали там одними из первых арендаторов. Подходящее помещение искали долго, практически полгода. Сначала не могли выбрать, потом заключить контракт, сделать ремонт. А бизнес зарегистрировали, наоборот, быстро. Не секрет, что здесь это делается буквально за час. В итоге все сложилось идеально: в нужное время и в нужном месте. 

Материал заимствован из архива статей РБК Стиль. Полностью статью можно найти здесь