А вот, собственно, и те самые благоухающие кусты багульника под говорящей сосной.
Несмотря на прошедший летом пик выделения эфирного масла при цветении багульника, все равно явно чувствовался аромат, вроде бы приятный, но в то же время и оглушающий своей концентрацией, все сильнее проникающий скромной, но уверенной струйкой прямиком в голову.
В подобных щупальцах я уже бывал и понимал, что особо токсичные составляющие багульникового испарения - терпен ледол и предельный спирт плюстрол - сначала расслабят мою голову, рассеив внимание, а потом с силой взорвутся каскадоподобной болью, наполнив ей весь череп.
В общем, я решил не загуливаться в болотных кустах и побрел от багульника подальше в сторону гипотетического места ночлега.
Помимо багульника все чаще попадался мирт болотный (хамедафне) - 2 фото, а за ним нарисовался и подбел - 3 фото.
Еще раз оговорюсь, что все вышеупомянутые особи входят в семейство вересковые и имеют сухой (ксерофитный) облик и микоризу – инструменты, приобретенные в процессе адаптации к существованию на таком скудном субстрате. А последние два вида связывает еще и один гликозид, входящий в состав и мирта и подбела - андромедотоксин, который, как качели раскачивает ЦНС, сначала возбуждая ее, а потом "намертво" угнетая, конечно, сопровождая все фонтанами рвоты. Будем благодарны ему, что он не эфирен, как масло багульника, и не тревожит нас, пока мы сами не положим его вовнутрь с миртом или подбелом.
Несмотря на явную токсичность, человек издревле пытается засунуть в себя, особенно в виде алкоголя, такие опасные, но в то же время интересные травки. В «Бехеровке» или «Ягермайстере» их, конечно же, уже нет, а вот рецепт бесхмелевого пива «Грюйт» всегда стоял на трех зеленых китах: багульнике, тысячелистнике и мирте болотном (восковнице) - фото 4.
Один мой знакомый пивовар задался целью сварить «Грюйт» на основе вышеуказанных растений. И когда ему оставался лишь один ингредиент - мирт, прямо посреди болота растерев листья хамедафне, он обнаружил полное отсутствие аромата. И это неудивительно, ведь для «Грюйта» нужно совершенно другое растение - восковница. Удивительно, что ни хамедафне, ни восковница никакого отношения к семейству миртовых не имеют.
Да хотя, как обычно - историческая путаница на благовонной основе.