Найти в Дзене
Девушка в поезде

How It's Made. Учебные центры.

Привет, читатели Дзена!

Хочу поделиться с вами тем, что узнала за 3 года работы в частном учебном центре.

Компания находится в миленькой маленькой стране, а я занимаю должность HR, но в силу небольшого штата хорошо знаю специфику работы всех сотрудников центра. Кроме бухгалтера, пожалуй, эта дверь для меня закрыта, опечатана красной лентой и обвита колючей проволокой. И знаете, я как-то не переживаю по этому поводу.

Итак, начнём увлекательный экскурс по аллеям краткосрочного обучения.

Аллея парящих книг, Лондон
Аллея парящих книг, Лондон

В первую очередь надо сказать о том, что учебные центры в нашей стране, проводящие обучение в течение небольшого количества часов (до сотни), не могут присвоить разряд. Никак. Вообще. Совсем. Чтобы получить разряд, вам необходимо пройти обучение по установленной соответствующим органом программе в течение сотен (!!!) часов. Конечно, цифра разнится от курса к курсу, но это всегда более 100 часов. В интернете размещено много постановлений, которые вы можете почитать, чтобы понимать, сколько придётся учиться конкретно в вашей стране на желаемую профессию.

Мы можем научить вас многому за 50-60 академических часов, при помощи этих знаний и умений вы сможете устроиться на работу и в три раза легче сдать экзамен уже там, чтобы получить заветный разряд, но мы вам его не дадим, нет. А кто говорит, что у них в центре вы будете учиться 30 часов, но обучение настооооолько эффективное, что вам дадут сразу 5, 12, 57 разряд, тот просто алчный лжец, охотник за клиентами любой ценой и вообще фу, не надо так. Поймите, пожалуйста, и смиритесь с тем, что нельзя получить за 50 часов то, чему люди учатся больше 1000. Сори.

Идём дальше: вы всё поняли про разряды, вздохнули, приняли это, записались иии… тишина. Вам не звонят вот уже день, неделю, месяц, а может даже и год.

- Вы лжецы! Наглецы! Я доверилась вам! Я записалась! А вы! А я! Отписываюсь!

- Удалите мою запись!
- Удалите мою запись!

Скажу сразу: когда в ответ на подобные высказывания вы слышите от оператора «нам очень жаль» - это правда, нам действительно жаль. А теперь о причинах подобного безобразия.

1. Вы записались на курс, который не пользуется популярностью в вашем городе (или даже по всей стране, такое тоже бывает). Среди большого количества курсов, обучение по которым предоставляет наш учебный центр, есть те, которые востребованы среди двух с половиной человек. Там реально двое записанных, которые точно хотят учиться, и один, который «ой, я даже не знааааю… ну я ещё подуууумаю… но вы меня запишите». Мы бы с радостью отправили вас учиться, причём, чем быстрее, тем лучше – нам это так-то очень выгодно, знаете ли!

- Хотим поскорее срубить с вас бабла и купить себе бентли на все $120, отданные за курс!

Но мы снова и снова откладываем для себя этот приятный момент и грустным голосом сообщаем вам, что группа выйти на обучение не может, ибо не укомплектована. И я даже не хочу просить вас не возмущаться, ведь мы понимаем, что вот так сидеть и ждать неприятно и тягостно для вас, причина для негодования, безусловно, есть. Я хочу попросить вас не кричать и не материться на операторов. Девочки, конечно, наслушались такого, что уровень их стрессоустойчивости сравним с булыжником на краю ниагарского водопада, однако, крики, особенно с обсценной лексикой, очень портят настроение и заставляют в течение пары часов ненавидеть людей. Операторы не виноваты в том, что курс не популярен среди населения, и на него никто не хочет записываться. У нас есть реклама, но несмотря на неё всё же остаётся то, чему не хочет учиться никто, кроме двух с половиной человек. И тут наши полномочия всё. Такова наша доля.

2. Вы записались на популярный курс, но на непопулярное время. Например, на утро. Группы, которые обучаются вечером и по выходным дням – это наше всё, потому что туда пишутся почти все. Другое дело утренние: они подходят небольшому количеству человек, а потому собрать их – чудо! Утром многие работают, учатся, сидят с детьми… нувыпоняли. Поэтому, если вы записались на курс бухгалтерии в утреннюю группу, вы можете наблюдать, как мимо вас медленно проплывают уже выпущенные бухгалтеры с вечерних групп, выходных групп, вот ещё с вечерних, и снова с вечерних, а вот и ещё одна выходная группа… а утро всё висит и висит на верёвке безнадёжности при помощи прищепок из двух записанных человек. Здесь примерно то же самое, что в первом пункте. За это тоже не стоит кричать на оператора. Мы всё знаем, правда. Но вы записались на утро. Такова ваша доля, и наша заодно.

3. Вы записались в тот период, когда на обучение только что вышла предыдущая группа. И здесь вам придётся ждать столько, сколько она учится, а это от двух недель до двух месяцев. И если для областных центров этот вопрос не так критичен, потому что там у нас минимум два кабинета, и мы можем вас в один из них каким-то образом воткнуть, то для маленьких городков вариантов нет. В районах учебному центру нет смысла снимать больше одного помещения, т.к. даже одно заполняется не на 100%, а аренда нынче кусается похлеще цен на перцы. Поэтому, как только отучится одна группа, мы тут же соберём следующую, честно-честно!! И снова: не обязательно кричать на нас и угрожать негативными отзывами, можно просто снять запись. И всё, Добби свободен! Такова его счастливая доля.

Что необходимо сказать под этими тремя пунктами: практически во всех городах есть выход из всех сложившихся ситуаций – индивидуальное обучение. Перед тем, как подробно об этом рассказать, я уточню: не везде есть такая возможность, этот вопрос надо обязательно уточнять, если вы решите пойти учиться в гордом одиночестве.

Теперь подробнее об «индивидуалке»: в этом случае вы платите в два, а то и в три раза больше, но занимаетесь меньше, чем группа (потому что преподавателю не надо распыляться на вопросы от 6-9 человек, есть только вы), информация преподносится более отфильтрованная (потому что подстроена только под ваши потребности, а не под потребности 6-9 человек) и время для обучения становится более гибким как в плане расположения на циферблате часов, так и в плане продолжительности одного урока. Так что, если у вас много денег и мало времени, индивидуальное обучение ждёт вас! Ура!

Джокер после того, как собрал все предоплаты
Джокер после того, как собрал все предоплаты

Едем дальше. Почти все наши курсы работают без предоплаты. То есть, вы записываетесь, ждёте звонка, идёте на первое занятие и только после него несёте в банк свои кровные. Однако есть у нас и такое обучение, за которое вам желательно (не обязательно, обратите внимание) будет внести предоплату до начала занятий. Она небольшая и уже входит в стоимость курса. Давайте остановимся на этом грабёжнеческом варианте.

Почему есть курсы с предоплатой, а есть без? Потому что есть востребованное обучение, а есть нет. Если по нашей статистике запись в какую-то группу ползёт медленнее раненой улитки, предоплаты здесь не будет: мы не мазохисты и не хотим, чтобы нам звонили с руганью и требованием всё вернуть. А вот если курс популярен настолько, что количество записанных никак нельзя впихнуть в одну группу, мы попросим вас внести предоплату: таким нехитрым способом вы бронируете для себя место. Допустим, на курс массажа записалось 17 человек, а максимум в группе может быть только 7, при этом предоплату внесли как раз семеро. Так вот в первую очередь мы будет приглашать этих семерых, потому что своей предоплатой они выразили твёрдое намерение обучаться в этой группе, и вероятность того, что они сольются в последний момент и сорвут нам группу, крайне мала. То есть, мы не просто меркантильная шарашкина контора, мы довольно продуманный центр, который не хочет, чтобы ученики рассыпались, словно Танос щёлкнул пальцами. Повторю: вносить или не вносить предоплату - решать вам, это не обязательное условие. Однако будьте готовы к тому, что вы записались ещё в марте, но зажали $10, а учиться пошли те 7 человек, которые записались в апреле, но отжалели эту сумму, дабы застолбить себе заветное кресло в кабинетике с маленьким чайником.

Что надо отметить по поводу предоплаты: если вы её внесли, но вас не приглашали непростительно долго (3 и более месяцев), вы можете её себе вернуть, ибо, как бы мы не были не виноваты в несобранной группе, вы в этом не виноваты ещё больше. А вот если вы предоплату внесли, мы вас звали во все мыслимые и немыслимые группы, а вы всё время отказывались по личным причинам, центр имеет право сказать: «а какого, собсна, того-этого?!» и не отдать вам деньги. Я приведу пример.

Допустим, к нам в вечернюю группу на курс логистики записалось 6 человек, которые дружно внесли предоплату. Мы звоним нашему преподавателю и уточняем, возьмёт ли он шестерых. Он говорит, что да, но 6 – это минимум, потому что, если будет 5, его зарплатка станет настолько маленькой, что ему будет бессмысленно тратить по 6-9 часов в неделю на центр. В принципе, всё ок, мы же видим, что у нас есть шестеро, да ещё и все шестеро с предоплатой! Пора звонить! Звоним первому, второму, третьему, четвёртому, пятому – все согласны! Звоним шестому, а он нам такой: «Ой, вы знаете, у меня тут свадьба троюродной сестры пятиюродного дяди в Переднем Зуево, я туда уезжаю, все деньги на это потрачу, поэтому учиться не смогу, давайте в следующую группу меня переносить». А мы же с вами помним, что преподаватель согласен брать не меньше шестерых, и потому прекрасно понимаем, что в этот момент где-то над Передним Зуево пролетает наша перспектива выпустить группу по логистике. Мы знаем, что свадьба – это важное событие, а потому смиренно вздыхаем и ждём ещё немножко. Пока мы ждём, один из пятерых устаёт быть нелогистом, звонит нам и отказывается от этой безнадёги. Проходит месяц, и вот на логистику записывается ещё один человек! И вы уже давно со свадьбы вернулись (у нас в комментариях всё указано, если что), поэтому в группе снова 6 человек!! Мы снова всем звоним, и наш шестой снова нашёл причину не идти на курс. Я даже не буду выдумывать её, он этого не достоин. И так раз за разом. Очень обидно, согласны? И мы согласны. Поэтому ваши $10 мы вам не вернём. У нас на этот случай есть публичный договор, размещённый на сайте, в котором чётко прописано: мы не приглашаем вас три месяца – без вопросов отдадим вам предоплату. Вы динамите нас три месяца – извините, но ваша предоплата пойдёт на пустырник для менеджера того города, в котором вся эта каша заварилась и кипит вот уже который месяц.

Наверное, это главные негативные моменты в частных учебных центрах, но я совершенно не хочу писать только о них! Поэтому дальше вкратце расскажу о том, что чаще всего вызывает интерес у тех, кто хочет быстренько чему-то научиться, чтобы поскорее зарабатывать миллионы.

В учебных центрах почти так же хорошо, как в Хогвартсе
В учебных центрах почти так же хорошо, как в Хогвартсе

Преподаватели. 97% преподавателей в нашем центре – это практикующие специалисты в своей области. Логисты, бухгалтерки, сметчицы, ресничники, мастера маникюра и ещё около 70 специальностей. Я специально не ищу тех, кто преподаёт эти дисциплины в колледжах или университетах, теоретики мне не нужны. Мне нужен тот, кто хлебнул все прелести своего ремесла с лихвой, окунувшись в это с практического берега, кто расскажет, что на самом деле вы будете делать на работе, а не то, что написано в методичке, составленной в 1987 году. Единственная ветка, на которой растут листочки с опытом преподавания – это языки. Здесь я, как раз-таки, отдаю предпочтение тем, кто уже учил людей языкам, а не просто занимался переводами в какой-то фирме, в данном случае этого недостаточно, нужна железная рука педагога, которая схватит ученика за воротник и усадит учить глаголы-исключения на иврите (понятия не имею, есть ли такие, в нашем центре нет курсов иврита).

Сотрудники call-центра. Это весёлые девочки, знающие, когда планируется группа, каков шанс выхода, есть ли индивидуалка, план обучения, сколько стоит курс, сколько надо будет учиться – всё расскажут! Но если девочка по телефону не может ответить на вопрос о том, какова специфика лепки на ногтях, какого типа крЭм используется при массаже предплечья, какая программа чаще всего используется при прохождении экзамена на таможенного декларанта – она не тупая! Она просто не мастерица маникюра, не массажистка и не таможенная декларантка. Она оператор call-центра, не обязана иметь 80 образований и знать всё обо всём. Она должна знать, сколько стоит ваше обучение, по какому плану оно пройдёт, сколько на это уйдёт времени и будет ли в вашем учебном классе вода.

Вот вы, например, бухгалтер в IT-конторе, и кто-то из ваших друзей спрашивает: «Слушай, Вова, а какой язык программирования должен знать тестировщик, чтобы претендовать на джуна? Ты не знаешь? В смысле?! Ты же работаешь в IT!! Зря ешь хлеб, сударь». Согласитесь, ситуация абсурдная и такая же возникает, когда вы спрашиваете у оператора call-центра, в каком окне программы Синкевича можно просмотреть нужную информацию. Это про сметчиков, если что, и я понятия не имею, корректен ли этот вопрос, потому что я тоже не сметчик, я HR, и понятия не имею, ребята, что там делают эти загадочные специалисты, и кто такой этот поляк Синкевич.

Руководство. Из руководителей есть директор и замдиректора. И в случае каких-то спорных моментов или конфликтных ситуаций вас свяжут со вторым, как бы сильно вы не требовали первого. Директора нет в офисе довольно часто, но не потому что он гуляет, а потому что список задач у него уходит концами в Марианскую впадину, беря начало где-то в Гималаях. Но в него не входит общение с клиентами. Когда вы станете директором, вы будете с этим работать, скажите честно? Вот и я о том.

Сотрудничество и реклама. Мы открыты к сотрудничеству и реклама нас интересует, как и всех в современном мире. Но эти вопросы всегда очень объёмные, в них много нюансов и подводных ежей, а потому обсуждать с вами что-то по телефону не будет никто: ни оператор, ни HR, ни замдиректора, ни, как вы уже поняли, директор. Ни даже завхоз. И бухгалтерка не станет, неа. Вам сделают конструктивное предложение: высылайте на почту и получайте обратную связь в случае заинтересованности. Это не потому, что мы хотим от вас отвязаться, а потому, что занимать линию на полчаса в ущерб потенциальным ученикам – преступление для центра. Все письма действительно изучаются, и мы действительно связываемся с теми, от кого получаем что-то интересное. Но если вы продаёте пластиковую посуду, мы вам не позвоним, потому что не хотим, чтобы милый дельфинчик поперхнулся ложкой! Сколько бы вы ни звонили, мы упрямо будем отправлять вас в почтовый ящик. Такова ваша доля, жестокие торговцы пластиковыми ложками.

HR. Вот и пришло время для главного специалиста в центре, на котором всё держится, и благодаря которому все процветают и смеются, а дельфины не давятся ложками. Это я. Я занимаюсь подбором и ведением персонала.

Но знаете, я тут подумала… моя работа заслуживает отдельной (не)скромной статьи! Даже двух.

Напоследок: учебных центров очень много, все друг от друга отличаются даже внутри одной страны, что уж говорить про другие страны, и я ни в коем случае не заявляю, что знаю всё обо всех центрах. Нет-нет-нет!! Я говорю лишь о том, в котором работаю сама, название которого по понятным причинам разглашать не буду. Но общая картинка везде очень похожа, и я надеюсь, что описала её достаточно точно. Если вдруг я что-то упустила – извините, это потому, что писала всё на рабочем месте, и меня постоянно отвлекали какими-то глупыми просьбами, типа «иди поработай». Бестактность, просто ужас! Но такова моя доля.

Спасибо за внимание!