Найти в Дзене
POSTBENUA

Обтоятельства измерения («Утопия» - Театр Наций)

Все, что можно было сказать о постсоветской России и последствиях 90-х мы уже сказали. Или нет. В Театре Наций есть удивительно депрессивный, но совершенно необыкновенный спектакль «Утопия». Я вообще люблю «театр художника». В актерском мастерстве сложно придумать что-то новое, в режиссуре - немногим проще, а вот в художественном решении сцены - необходимо и до сих пор реально. «Утопия» - один из таких спектаклей с необычным художественным решением. Все, что происходит на сцене - происходит в отражении огромного зеркала. Так люди могут летать, сидеть на тонких ветках деревьев, балансировать, стоя головой на табуретке и многое другое. Не могут они только одно - встать. Потому что рожденному ползать вставать не положено. До конца спектакля герои останутся там, на полу, на дне, так и не сумев выбраться. Там же они будут задаваться вопросами, на которые не найдут ответа (как и мы, зрители), там же будут находить хоть какие-то, пусть шаткие, но все-таки решения. Лучше, чем никаких. Мне

Все, что можно было сказать о постсоветской России и последствиях 90-х мы уже сказали. Или нет.

В Театре Наций есть удивительно депрессивный, но совершенно необыкновенный спектакль «Утопия».

Я вообще люблю «театр художника». В актерском мастерстве сложно придумать что-то новое, в режиссуре - немногим проще, а вот в художественном решении сцены - необходимо и до сих пор реально. «Утопия» - один из таких спектаклей с необычным художественным решением. Все, что происходит на сцене - происходит в отражении огромного зеркала. Так люди могут летать, сидеть на тонких ветках деревьев, балансировать, стоя головой на табуретке и многое другое.

Не могут они только одно - встать. Потому что рожденному ползать вставать не положено. До конца спектакля герои останутся там, на полу, на дне, так и не сумев выбраться. Там же они будут задаваться вопросами, на которые не найдут ответа (как и мы, зрители), там же будут находить хоть какие-то, пусть шаткие, но все-таки решения. Лучше, чем никаких.

Мне нравится выбор актеров. Мне нравятся эти персонажи, как будто прилипшие к актерам. Мне нравится атмосфера и режиссура, хотя очень много вопросов к пьесе. Откуда у героини новая страсть, к которой она не была расположена? Как она началась? Откуда появилась? Несколько топорное решение финала удручило исключительно драматургически, но восприятие общей картины не испортило.

Что же вообще там происходит?

Бизнесмен восстанавливает богом забытую пивную «Утопия», в которой провел свою молодость. Принесет ли счастья эта машина времени? Счастье осталось там, привязанное к месту, которого больше нет (утопия), как нет юности, свежести, крепкой дружбы и отвратительного пива.

-2

Но счастье не вытащить из прошлого, его не построить из воспоминаний и осколков. Попытки стать счастливыми для каждого героя заканчиваются по-своему трагически. Как сказал недавно драматург Алексей Житковский в разговоре со… мной, собственно: «мне нравятся названия, которые «висят» над действием. То есть происходит некое действие, люди копошатся, что-то делают, но над ними что-то висит”. «Утопия» - одно из самых удачных названий для такой пьесы, мне кажется, потому что это как раз то самое слово, которое висит над персонажами и помогает нам понять, о чем вообще идет речь.

Почему этот спектакль нужно смотреть, несмотря на то, что он по-настоящему тяжелый? Потому что он красивый и необычный. Потому что у Андрея Соколова потрясающая энергетика, Ольга Белинская и Леонид Тимцуник как будто и не играют вовсе (в хорошем смысле), а Владислав Долженков звучит как-то совершенно космически, от его голоса что-то внутри переворачивается.

И потому что вы нигде больше не найдете такой постановки.

#театроscope