Простое дело – передвигаться по городу пешком. Но для одного это выглядит большим неудобством, а для другого – бесспорной радостью. Потому что первый – опытный таксист, оказавшийся без авто, а второй – начал ходить после инвалидной коляски...
Причин для радости или подавленности может быть достаточно. Здесь не имеют решающего значения ни возраст, ни состояние здоровья, ни место проживания. Тогда что? А только то, как мы воспринимаем всё, что встречается нам на жизненном пути. По сути, счастье и несчастье – это состояния, одинаково доступные человеку. Каждый выбирает из них то, что для него... привычнее.
Есть некоторые причины, которые всякий раз вызывают в душе чувства, заставляющие человека страдать.
- Во-первых, это сравнение своей жизни с чужой. Тут, как правило, обнаруживается разница, но не в пользу человека. То ли он сравнивает не так, то ли не с теми. Но факт налицо – у него в жизни «всё хуже», чем у родственника, соседа, коллеги. Чем не «законный» повод ощутить себя несчастным?!
- Вторая причина вытекает из первой. Чтобы «было, как у людей», человек серьёзно включается в конкурентную гонку. Он пытается добиться тех самых благ, которые дразнят его в чужих жизнях и которые, как он надеется, подарят ему чувство удовлетворения собой и превосходства над другими.
Именно с этим он ошибочно связывает своё счастье. Но человека ждёт только разочарование. Потому что на каждое его приобретение найдётся чьё-то ещё более внушительное приобретение, и на каждый успех - чей-то ещё более громкий успех. Ему уже нет покоя и счастья. Потому что он и не заметил, как попался на удочку наглого лжеца – проклятого шайтана.
- Третья причина «несчастливости» – в том, что человек преувеличивает важность для своей жизни каких-то занятий или людей. Так, семья и дети, любимое дело или интересная учёба, несомненно, важны. Поэтому мы стараемся оберегать эти ценности, насколько возможно. Однако шайтан и тут пытается всё испортить.
Он так переворачивает видение ситуации, что человек начинает не просто заботиться о важных сторонах жизни, но абсолютизирует их ценность. Делает их самоцелью и возводит на уровень смысла жизни.
Если вдруг то, ради чего он живёт, не оправдывает его надежд или он лишается этого, то ему грозит даже не несчастье, но полный крах, из-за потери всяких смыслов. Не дай Аллах.
Автор Гузель Ибрагимова. Продолжение в газете Ас-салам.