Найти тему
Историзм

Советский "Адронный Коллайдер"

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Наверное, только те, кто совсем не знаком с миром современной науки, не слышали про Большой Адронный Коллайдер. Огромный ускоритель длинной в 26 км, над созданием которого трудились лучшие умы современности из более 100 стран.

Советские разработки, технологии СССР, ускоритель частиц
Советские разработки, технологии СССР, ускоритель частиц

Только мало кто знает о том, что в СССР задолго до него тоже пытались построить похожий ускоритель, который стал бы символом победы советской науки над капиталистическим Западом

Его история начинается в 1960 году, когда началось строительство рабочего поселка Протвино, который служил бы местом жительства для передовых работников ускорителя. Параллельно с этим началась подготовка к строительству коллайдера.

Из-за многих причин строительство самого ускорительно-накопительного комплекса с проектной энергией пучка в 3000 ГэВ началось лишь в 1983 году. В течении 11-и лет в стабильных сухих породах на глубине до 60 метров был построен 21-километровый тоннель, внутренний диаметр которого равнялся 5 км

Строение самого тоннеля было грамотно спроектировано: через каждые полтора километра были построены подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, связанные с поверхностью при помощи вертикальных шахт. После проходки, которая завершилась в 1994 году, были смонтированы электромагнитные и вакуумные системы, а также приборы наблюдения за пучком. В этом же году был введен в строй первый участок ускорителя длинной в 2.7 км, соединивший У-70 и УНК.

Советский Адронный Коллайдер, техническое продвижение
Советский Адронный Коллайдер, техническое продвижение

К сожалению, развал Советского Союза и кризис 90-ых годов сильно урезали финансирование от государства, а в конечном счете и убили проект. В данный момент ускоритель, а если говорить точнее, то, что от него осталось, находиться в Протвино, Московская область. В данный момент остатки коллайдера охраняет лишь бабушка-сторож, что свидетельствует о том, что уже никто не надеется его реконструировать

Кстати, протяжённость тоннеля на 2 км больше Кольцевой линии Московского метрополитена, что уже поражает воображение. Самое интересное, что на самом деле в Протвино два параллельных тоннеля, один из которых – технический (для кабелей и труб), размерами точь–в–точь что и основной.

В принципе, в таких размерах нет необходимости. Причина проста и понятна: в хозяйстве имелся всего один проходческий щит, которым и выполнялись все работы. Так что можно сказать, что метрополитен своего рода старший брат советскому коллайдеру.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, и оставляйте свой комментарий!