Легенда отечественного подводного флота - капитан третьего ранга Александр Маринеско уже многие десятилетия служит личностью для исследования дотошных историков и любителей военной истории.
Командир подводной лодки С-13 капитан третьего ранга Александр Маринеско, лето 1945 года
За время войны он совершил пять боевых походов на разных подлодках. Вроде не так и много. Но нужно учитывать ведущуюся статистику тех военных лет на советском подплаве. А она велась по суммарному тоннажу потопленных вражеских судов.
Лихие годы службы
На своей первой «малютке» М-96, еще до и в начале войны, Александр Иванович прокомандовал четыре года заслужив первую награду – золотые часы и первое взыскание – за недостойное поведение.
14 апреля 1943 года капитан-лейтенант Маринеско стал командиром подводной лодки — С-13, которая входила в состав 1-го дивизиона подлодок бригады подводных лодок Балтийского флота. До первого боевого похода под командованием нового командира, который начался 1 октября 1944 года, подложка находилась в ремонте и переоснащении. Проводя боевую подготовку, Александр Иванович влюбил в себя весь экипаж. Но за свой непокорный характер попал в немилость политработникам.
Этот боевой выход оказался удачливым. Был потоплен немецкий транспорт «Зигфрид».
Следующий поход зимой 1945 года сделал подлодку А. Маринеско самой результативной субмариной советского ВМФ.
В этом походе подлодка 19 дней преследовалась немецкими сторожевиками и лишь 11 января 1945 года была обнаружена цель – военный транспорт в сопровождении миноносца. Маринеско пошел на хитрость. Он приказал всплыть и зажечь ходовые огни, а противник принял подлодку за катер. Не дав опомниться гитлеровцам, тремя торпедами была поражена цель - лайнер «Вильгельм Густлофф», который через 40 минут затонул. Маневрируя между обломками транспорта, подлодке удалось избежать повреждений глубинными бомбами и уйти.
Но на этом боевой поход не закончился.
Через одиннадцать дней плавания, 9 февраля 1945 года командир обнаружил в перископ еще одно вражеский транспорт, который шел в сопровождении миноносца и катера-торпедолова. И опять Александр Иванович повторил свой ночной трюк. Из надводного положения двумя торпедами был потоплен «Штойбен», в недавнем прошлом, плавучая гостиница для высших офицеров нацистского флота.
Оба потопленных судна сделали А. Маринеско самым результативным подводником. Водоизмещение «Штойбена» было – 14660 тонн, а «Вильгельма Густлоффа» - 25484 тонны. И это за один боевой поход.
Главный урон гитлеровского флота
Транспорт «Вильгельм Густлов» шел из Данцига. Не его борту было более трех с половиной тысяч немецких подводников, не считая чиновников и работников гестапо. Это составляет экипажи около 100 гитлеровских субмарин, которые направлялись на Западный фронт воевать против англо-американских войск.
И поэтому А. Маринеско превентивно спас тысячи членов экипажей английских и американских транспортов.
Не зря, после этой трагедии Гитлер назвал Александра Ивановича своим личным врагом.
А никаких наград от союзников выдающийся подводник так и не получил.
И еще! Некоторые современные деятели считают эти атаки варварством, преступлением против людей, забывая при этом, что все это происходило в военное время. И гитлеровские транспорты были вооружены и шли под охраной военных кораблей.
Всем всех благ!
Источник: История.РФ