В связи с замедлением экономического роста в Индии комментарии сосредоточены на союзном бюджете индийского министра финансов Нирмалы Ситхараман на 2020–21 годы. Меньше внимания общественности уделяется внешним вызовам страны. Сегодня для Индии важна мировая экономика, и Индия сама стала глобальным игроком. Основанный на правилах многосторонний экономический порядок, который поддерживал глобальную интеграцию для поколения, находится под широко распространенной проблемой. Поскольку многосторонние институты ослабевают, а двусторонние переговоры занимают центральное место, Индия вынуждена формулировать экономический суверенитет, который политически обоснован внутри страны, и при этом оставаться достаточно гибким, чтобы использовать возможности в предстоящие годы.
Глубокие сдвиги в мировом порядке накапливаются, но ключевым маркером является финансовый кризис 2008 года. Его происхождение на самых передовых финансовых рынках спровоцировало продолжающееся широкое сомнение в либеральном консенсусе в моде. Кризис также вызвал признание развитыми странами (G7), что развивающиеся рынки имеют системное значение для производства, торговли и финансов. Группа 20 (G20), включая Индию, впервые встретилась на уровне глав правительств в 2008 году и с тех пор встречалась как минимум ежегодно.
Участие G20 имело тонкие, но глубокие последствия. Два заслуживают внимания. Как и в случае с G7, встречи лидеров по важным вопросам, стоящим перед мировой экономикой, понизили важность основанных на договорах экономических институтов, в частности МВФ, Всемирного банка и ВТО. Эти институты обладают легитимностью почти универсального членства и несут формальную ответственность за руководство глобальной экономикой, но в итоге стали скорее последователями, чем формирующими трансграничную политику между экономиками мира. Соответственно, они менее эффективны для смягчения разногласий и обеспечения последовательности лечения, чем первоначально предполагалось. Эти события негативно влияют на Индию. Во-вторых, G20 воплощает в себе глобальное внимание от национального уровня жизни (реального дохода на душу населения) к размеру экономики. Доктрина более бедных стран, получающих особый режим, была заменена ожиданием распределения бремени, независимо от уровня развития. Две важные области находятся в правилах торговли и ожидаемых действиях по изменению климата. Будучи самым бедным (и наименее урбанизированным) членом G20, Индия особенно пострадала.
Обязательно подписывайтесь на наш новостной портал и будьте в курсе новостей первыми.
Изменения в политической экономии межгосударственных отношений сопровождались тревожными глобальными экономическими изменениями. Одной из особенностей является обвал инфляции, особенно в странах с развитой экономикой. Этот сдвиг отражается в удивительно низких процентных ставках, слабость которых как инструмента денежно-кредитного стимулирования привела к массовому расширению балансов в центральных банках развитых стран, предназначенных для стимулирования расходов за счет повышения цен на внутренние финансовые активы. Хотя восстановление роста можно только приветствовать, связанные с этим глобальные валютные беспорядки и нестабильность движения капитала усложняют управление экономикой на развивающихся рынках, таких как Индия.
Не менее тревожными являются два других события: замедление роста мировой торговли с 2008 года и рост настроений против мигрантов во многих странах с развитой экономикой. Торговля и иммиграция полезны для роста, производительности и реальных доходов. Популистские политики поспешили обвинить «несправедливую» глобализацию в застойной заработной плате, росте неравенства и в опустошении производственных секторов. Впечатляющий успех Китая как экспортера промышленных товаров предоставил боеприпасы этим критикам.
Индия вынуждена принимать четкие стратегические взгляды на формирующуюся международную экономическую ситуацию и последствия для роста. Даже если путь развития Индии во многом зависит от внутреннего выбора, сдвиги в глобальном порядке повлияют на ее возможности. Срочно требуется новое мышление в экономической дипломатии. В дополнение к финансовой нестабильности, упомянутой ранее, существует три источника беспокойства: доступ к рынкам, доступ к технологиям и ослабленная многосторонность.
До сих пор Индия утешалась тем, что правила ВТО будут поддерживать ее доступ к рынкам в торговле товарами. Сегодня функция урегулирования споров в ВТО закрыта; принцип консенсуса рассматривается в странах с развитой экономикой как «неосуществимый»; оспаривается специальное и дифференцированное обращение; вопрос государственной помощи на экспорт стал серьезной проблемой; и новые вопросы, такие как цифровизация, обсуждаются в многосторонних группах, которых Индия решила избегать. Учитывая Китай, обсуждаются новые дисциплины в экспортных субсидиях и государственных предприятиях. Индия, с ее значительным участием государства, также может выйти из этого положения и уже столкнулась с проблемой субсидий.
В области технологий Индия, не подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), имеет многолетний опыт исключения из технологических режимов двойного назначения. Учитывая растущую конкуренцию между США и Китаем, наблюдается огромное расширение технологий, которые считаются стратегическими. 5G телефония является наиболее вопиющим примером. Соединенные Штаты и Европейский союз пытаются разместить механизмы проверки иностранных инвестиций там, где основное намерение считается некоммерческим. Опять же, приверженность Индии стратегической автономии может противоречить этим более жестким правилам.
Индия должна подумать о своих интересах, активах, выборе партнеров и внутренних возможностях для обеспечения взаимности. Не в интересах Индии быть вынужденным выбирать между Соединенными Штатами и Китаем. Оба предлагают разные возможности: передовые исследования и технологическое сотрудничество США, а также китайское инвестиционное финансирование и дешевые капитальные товары. Если Индия считает, что Соединенные Штаты экономически ошибочны в сосредоточении внимания на двустороннем торговом дефиците, то она не должна повторять ту же ошибку в своих собственных двусторонних торговых отношениях с Китаем. Сообщается, что одержимость дефицитом торгового баланса с Китаем является основной причиной, по которой Индия отошла от Регионального всеобъемлющего экономического партнерства.
Экономическая дипломатия Индии должна стремиться укрепить реформированную и всеобъемлющую многосторонность - арену, где она обладает значительным опытом, но традиционно стесняется, за исключением, возможно, в ВТО. Индия уже более десяти лет занимает место за верхним столом. По мере приближения его председательства в G20 в 2022 году, через 75 лет после обретения независимости от Британии, он должен воспользоваться возможностью сформировать меню в сотрудничестве с партнерами-единомышленниками.
Обязательно подписывайтесь на наш новостной портал и будьте в курсе новостей первыми.