В 1236 году войска Великой Монгольской империи двинулись на Запад, выполняя завет её основателя Чингисхана дойти до "Последнего моря" (Атлантического океана) и привести к покорности все народы, которые попадутся им на пути. Великий Западный поход монгол стал, помимо всего прочего, шансом отличиться не только для рядовых монгольских воинов, но и для многочисленных особ ханской крови, среди которых важное место занимал Байдар-хан, третий сын верховного хана Угэдея, вошедший в историю как один из лучших монгольских полководцев.
Хотя Байдар, младший внук Чингисхана, и был сыном Угэдея, которому Чингисхан перед смертью завещал главенство над империей, ханский престол ему не светил, ведь он был не только третьим по счёту сыном в большой семье великого хана, но и матерью его была не законная жена хана, а таджикская наложница. Эти обстоятельства и предопределили жизнь царевича Байдара - он стал лучшим воином в войске своего отца, твердо решив завоевать богатство и славу в чужих землях. В 1235 году удача, наконец, улыбнулась царевичу Байдару: на всемонгольском курултае было принято решение о большом завоевательном походе в Европу, для чего были мобилизованы все силы империи. Среди отправившихся тогда на войну Чингизидов был и Байдар, чьи подвиги во время войн на Енисее, в Средней Азии и на Кавказе были, по словам отца, "благим предзнаменованием на будущее".
Возглавивший поход на Запад кузен Байдара Бату (известный у нас более под именем Батый) дал тому тумен (10000 воинов) и повелел идти в авангарде вторжения. Уже первые бои открыли незаурядный полководческий талант Байдара: он ещё до подхода основных сил разбил армию Волжской Булгарии, активно участвовал во взятии Рязани и Владимира, а в битве при Сити, где была полностью уничтожена армия Владимиро-Суздальского княжества, стал главным виновником победы монголов, надёжно блокировав войско великого князя Юрия Всеволодовича на берегах Сити и создав вокруг него полный информационный вакуум. По возвращении из похода на Северо-Восточную Русь Байдар со своим туменом отправился подавлять восстание поволжских народов, с которым управился менее, чем за год, почти не понеся потерь.
Вторая часть Западного похода монгол (1239-1242) стала звёздным часом для Байдара и его войска. Своим победам он прежде всего был обязан строжайшей дисциплине, основы которой заложил ещё его дед и которую свято блюл он сам, справедливо считая, что поведение командира подразделения - лучший пример для подчинённых. Со своим туменом Байдар огнём и мечом прошёлся по Южной Руси, а во время самого кровопролитного сражения той войны - взятия Киева - он смог добиться наибольшего результата при наименьших потерях (именно его воины осаждали последний оплот обороняющихся - Десятинную церковь).
После победы над Русью Бату доверил Байдару экспедиционный корпус в 3 тумена (30000 воинов), который должен был завоевать Польшу. Другой бы воспринял такое "доверие" как издевательство, ведь эти 3 тумена состояли из сильно потрёпанных в предыдущих боях монгольских подразделений, но большей частью - из воинов ранее покорённых народов, чья надёжность и боеспособность вызывала большие сомнения, но Байдар не стал ныть и жаловаться, а после перехода через Карпаты самыми жесткими методами навёл порядок в своём разношёрстном воинстве и только потом двинулся на Запад. Многочисленные, но плохо организованные польские рыцарские ополчения не смогли оказать достойного сопротивления корпусу Байдара, который после победы в битве при Легнице уже примеривался к походу на Германию и Францию и лишь приказ Бату немедленно идти на соединение с ним в Венгрию заставил Байдара отказаться от этого намерения.
Надолго запомнили тяжёлую руку монголов чешские и моравские земли, через которые шёл на соединение с основными силами корпус Байдара. В отличие от тех же поляков, чехи не оказали монголам достойного сопротивления, после чего Байдар во всеуслышание заявил, что в Чехии живут самые скучные вояки, которых он когда-либо видел (это потом, в пору становления национального самосознания в середине XIX века, чехи начнут выдумывать героические небылицы о своём сопротивлении монголам). Соединившись с Бату, Байдар одержал ещё много побед в Венгрии, Словакии, Хорватии и Далмации и лишь смерть любимого отца Угэдея в 1242 году заставила его вернуться в Монголию.
На всеобщем курултае Байдар поддержал своего родного брата Гуюка и эта поддержка оказалась решающей в избрании того на ханский трон. В свою очередь Гуюк доверил младшему брату подавление восстания в Чагатайском улусе (Средняя Азия), правитель которого попытался выйти из-под власти великого хана. Байдар прекрасно справился с поставленной задачей, а новый великий хан Мунке назначил его командующим всеми монгольскими войсками в Чагатайском улусе, которым Байдар-хан оставался вплоть до своей смерти в конце XIII века.