Первая мировая ознаменовалась не только огромным количеством участников, но и новыми технологиями. В частности появлением на полях сражений танками. С первого же боя новшество было оценено всеми участниками боевых действий и буквально все страны начали разрабатывать и внедрять новую технику. Российская империя также приняла участие в этом «забеге». Но, увы, сначала две революции остановили этот «порыв», затем новой власти было не до новшеств – необходимо было защищать свои приобретения.
Поэтому неудивительно, что в гражданской войне большинство танков находились на стороне белогвардейцев. Технику поставляли иностранцы. Первая поставка была от французов – 20 танков Рено FT17. англичане также не отставали от них – 65 машин (тяжелые Mark V и средние Whippet).
Конечно первые танки, по сравнению с нынешними, казались примитивными, но на тот момент они представляли грозную силу, несмотря на малый ход и небольшую автономность.
По словам очевидцев, даже два-три таких машин на поле боя могли выиграть битву. И кто знает, как бы повернулась история, если бы не российская действительность. Во-первых, у белогвардейцев не хватало местных экипажей, поэтому пришлось нанять иностранных специалистов, которые не очень спешили погибать за русскую землю. Во-вторых, большая протяженность фронта, даже передвижение на 20-30 км представляло для машин нешуточную проблему, что уж тут говорить о сотнях километров. И, в-третьих, снабжение. К примеру, бензина просто не хватало, к тому же возили его вслед за танками на гужевой повозке. А много ли увезет лошадь?
Но, тем не менее, повторимся, танки на поле боя показали высокую эффективность. К примеру, Деникин вспоминал в своих мемуарах, что именно они оказали существенную помощь при захвате Донбасса и Царицына. Правда он отдает должное противнику, указывая, что у красных опыта войны против танков не было. Но они учились, пусть и на собственных ошибках, за которые заплатили немалой кровью.
И вот в октябре 1920 года под Каховкой произошло танковое сражение врангелевской и красной армии. Со стороны врангелевцев участвовали 12 тяжелых танков Mark V (примечательно, что за рычагами сидели только местные танкисты), машины имели на вооружение 37 мм пушки, и несколько пулеметов. Каждый танк имел свое название, вот некоторые из них: «Генерал Кутепов», «Генералиссимус Суворов», «Фельдмаршал Кутузов», «Атаман Ермак», «За Русь Святую», «Генерал Скобелев» и т.д.
Что же приготовили красные против них в виду отсутствия у них танков? 76-мм орудия, поставленные на прямую наводку. Кроме этого имелись две дежурных батареи, которые предполагалось использовать против танков в случае прорыва последними линии фронта. Были вырыты три линии окопов, противотанковые рвы и даже приготовлены огнеметы.
Кроме этого имелся подвижный отряд бронеходов – так называли тяжелые пушечные броневики «Гарфорд», которые имели более существенное вооружение, чем танки – 76 мм орудия. Красные также дали своей технике пафосные названия (с нашей точки зрения) – «Сокол», «Антихрист», «Красный богатырь», «Пугачев» и т.п.
Танковое сражение началось атакой врангелевцев еще до восхода солнца, это сыграло с белогвардейцами злую шутку – в темноте танки потеряли друг друга и далее действовали поодиночке. Пехота также отстала от них.
Вот как вспоминал об атакующих танках будущий советский маршал Л.А.Говоров, участвовавший в этом сражении: «Он идет – мощный, огнедышащий, несущий смерть и разрушение. Пули отскакивают от брони, и казалось, ничто не может остановить их». Казалось бы еще немного и паника неизбежна. Но красные смогли справиться с чувством страха – сначала ружейно-пулеметным огнем была отсечена пехота, а затем артиллерия принялась за танки. После чего в бой вступили красные бронеходы. И довольно успешно.
Так «Антихрист» своим огнем смог подбить «Генералиссимуса Суворова». Танк «Кутепов» был забросан гранатами и далее добит минометным огнем.
Итог сражения таков – поле боя осталось за красными. Их потери составили – 317 убитых и раненных, 65 пропавших без вести. Их техники было разбито два пулемета, два орудия, 1 гаубица и один броневик.
Потери белых были намного больше. Только из 12 танков три были сожжены, а пять попали к красным и после небольшого ремонта были поставлены в строй – «Атаман Ермак», «Фельдмаршал Кутузов», «Генерал Скобелев», «Генералиссимус Суворов» и «За Русь Святую».
Это поражение «сломало» армию Врангелю, лишив их дальнейшей надежды. А уже через месяц Красная армия начала генеральное наступление на Крым.