Не смотря на то, что на данный момент существует целая серия книг, объединённых фантастической вселенной, первоосновой для них всё же выступает «Пикник на обочине». Даже само слово «сталкер», давшее название огромной франшизе, было придумано авторами. Именно желание взглянуть на первоисточник (а также не большой объём повести) побудило меня окунуться в мир Зоны.
Перед читателем предстаёт во всей своей красе постапокалиптический мир, переживший Посещение (контакт с внеземной цивилизацией) и разделённый на шесть Зон (территорий, на которых находятся странные внеземные предметы и происходят необъяснимые аномалии). Зоны являются охраняемым объектом, который подвергается исследованию учёных.
Однако, существуют люди, те самые сталкеры, которые незаконно проникают на запретную землю и с целью наживы собирают артефакты. Для начала, стоит отметить своеобразный стиль повествования. В первой главе мы видим мир глазами главного героя Рэдрика Шухарта. Потом рассказ ведётся от третьего лица. Сюжет же затягивает своей богатой насыщенностью и событийностью.
В первую очередь произведение запоминается своими героями, каждый из которых является представителем разных слоёв общества. В «Пикнике» изображены ученые (Кирилл, доктор Пильман), обычные люди (Гута, дочь Рэда), сталкеры (Рэрик, Стервятник Барбридж), военные (Ричард Нунан). Это помогает взглянуть на проблему адаптации людей в новом мире с разных плоскостей. Особое внимание привлекают именно артефакты («пустышки», «жгучий пух», «чёрные брызги», «смерть-лампа», «золотой шар», «зуда») и аномалии («плешь комариная», «ведьмин студень», «живые покойники») происходящие в Зоне. Они будоражат воображение своей нетривиальностью. Однако, зачастую их описание достаточно поверхностное.
Вызывает живой интерес и сама идея «пикника», которую высказал доктор Пильман. Согласно этой теории, Зоны образовавшиеся в результате визита инопланетян – это просто места, в которых они оставили или потеряли свой мусор после «пикника на обочине вселенной», ведь человечество, возможно, для них всего лишь «насекомые».
Таким образом, можно отметить, что повесть братьев Стругацких поднимает ряд важных вопросов не только индивидуального характера, но и общечеловеческого, что естественно не возможно в игровом мире. Банальная тема мародёрства, благодаря яркой индивидуальности главного героя, приобретает философскую окраску, обогащаясь множеством важных для человека экзистенциальных проблем.