Найти тему
Рон Кумпан

Музыкальные времена года Федора Рудина в Армении

Обладателем Гран-при VIII международного конкурса им. Хачатуряна, прошедшего в Ереване, стал молодой скрипач Федор Рудин, представляющий Россию и Францию. Он исполнил Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна в сопровождении Государственного молодежного оркестра Армении под управлением художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна. Эта награда была учреждена специальным решением жюри и вручалась впервые. Рудин также удостоился приза зрительских симпатий.

Позже Рудин вновь посетил Армению и выступил в рамках фестиваля VI музыкального фестиваля «Возвращение» в составе трио «Фратрес» — с саксофонистом Айрапетом Аракеляном и пианистом Рудольфом Ванксом.

Федор Рудин родился в Москве в 1992 году в семье музыкантов (внук композитора Эдисона Денисова). С двух лет живет с матерью в Париже. Игрой на скрипке занимается с 5 лет. В 1999г. поступает в CNR de Paris (Национальная Региональная Консерватория Парижа) в класс Ларисы Колос и заканчивает ее с золотой медалью (Premier Prix) в возрасте 11 лет в 2004 году. Параллельно продолжает заниматься с Мирославом Русиным, Александром Брусиловским и Светлином Русевым в Париже. В 2005 году поступает в класс Захара Брона в Musikhochscule (Консерваторию) в г. Кельне в Германии.
В 12 лет получает I премию на известном Международном конкурсе скрипачей имени Луиса Шпора в г.Веймаре (Германия).
В 2003 г. — лауреат I премии Международного конкурса Андреа Постаккини в г.Фермо (Италия). В 2007 г. —
II премии Международного конкурса скрипачей в Новосибирске.
С девяти лет Федора приглашают играть как солиста: Национальный Оркестр Болгарии под управлением Эмиля Табакова, Симфонический Оркестр Базеля (Швейцария, 2004 г.), Фестиваль Un violon sur le Sable (Скрипка на песке) в Руаяне (Франция), где он играет под управлением Жерома Пиймана (2005 г). Через год его приглашает Филармонический оркестр Эрфурта (Германия), а в 2009 г. — камерный оркестр Арпеджионе из Австрии.
Федор был приглашен также многими фестивалями камерной музыки, в том числе в 2007 г. Фестивалем молодых исполнителей в Гренобле (Франция), Фестивалем «Музыкальные Встречи» (Франция) в 2008 г., Фестивалем Braunschweig Classix (Германия) в 2009 г.
Федор регулярно играет в Париже в таких залах, как Comedie des Champs-Elysees, Theatre
Mogador, Salle Cortot, Amphitheatre de l'Opera Bastille, и Studio Le Regard De Cygne, где в 2006 году Федор дал концерт в честь известного французского скрипача Иври Гитлиса.
В июне 2010 г. Федор приглашен участвовать в Фестивале Les Heures Concertantes de Touraine (художественный руководитель фестиваля Александр Брусиловский), в октябре Федор участвовал в концерте, организованном ЮНЕСКО, и в Фестивале Braunschweig Classix в Германии.

Федор, вы родились в семье потомственных музыкантов, то есть с рождения были «обречены» на выбор творческой профессии…

Не совсем так, мне самому захотелось играть на скрипке. Все началось с того, что я услышал «Времена года» Вивальди. Мне было года три, и я очень захотел это сыграть. И когда я узнал, что играет скрипка, то решил непременно выучиться играть на ней, чтоб сыграть ЭТО. Родители меня никогда не форсировали, не заставляли заниматься с раннего возраста по 6 часов в день. Я очень благодарен им за это. Ведь зачастую именно неверный прессинг со стороны родителей убивает в детях всяческий интерес к музыке, да и к искусству в целом.

А сколько часов надо заниматься, по-вашему?

Надо заниматься столько, сколько требует программа и выдерживает организм. У меня после четырех часов занятий голова уже просто никакая. Поэтому я разбиваю день: занимаюсь с утра, скажем, 3 часа и еще вечером — 2-3 часика. Да, и не стоит забывать, чтобы играть музыку с удовольствием, нужно давать себе возможность заниматься и другими вещами: гулять, интересоваться другими видами искусства...

-2

А чем вы любите заниматься в свободное от работы время?

Конфуций сказал: найди любимое дело и тебе не придется ходить на работу... Вот я на работу и не хожу. Вообще, у нас гениальная профессия: мы действительно занимаемся ею в свое удовольствие, мы в нее можем вложить душу. А если повезет, то можем благодаря нашей работе очень много путешествовать и при этом иметь немало свободного времени. Я очень люблю путешествовать, открывать для себя новые культуры, новые страны, новые языки.

В Армении вы уже во второй раз, язык учить не пробовали?..

Нет пока, хотя мне очень нравится армянский шрифт. Язык тоже когда-нибудь попробую выучить.

А сколькими языками владеете?

Русским, французским, английским, немецким и испанским. Немножко хуже говорю на итальянском и на турецком.

Что вы знали до приезда сюда и каковы ваши впечатления от знакомства с Арменией?

В ереванском Доме камерной музыки им. Комитаса
В ереванском Доме камерной музыки им. Комитаса

Об Армении я знал немало — у меня ведь есть знакомые-армяне. По приезде мои познания лишь подтвердились, в частности на тот счет, что армяне очень теплые, очень душевные и гостеприимные люди. Увы, я не успел так познакомиться с Арменией, как того бы мне хотелось, но думаю в следующие разы наверстать упущенное.

Кого бы вы назвали своим любимым композитором?

Любимым?.. Потрясающих композиторов много, известных... Говорить вам, что я люблю Моцарта и Бетховена — естественно, кто же не любит?.. Но, может быть, есть что-то, что мне ближе.… И так получается, что мне ближе французская и русская музыка, чем что-либо еще.

А жанровая стилистика? Скажем, как вы относитесь к джазу?

С удовольствием! Сам это музыку играть не умею, но как меломан обожаю. Единственное, что совершенно не воспринимаю, так это шоу-бизнес. Когда были времена «Битлз» и «Пинк Флойд», это одно, это было гениально, а то, что делается сейчас... Вкладываются огромные деньги, большой маркетинг, и толпы людей балдеют как бараны…

Талантливый человек талантлив во всем. Были ли у вас позывы к собственному творчеству?

Да, я не раз брался за это, но всякий раз уверялся в том, что у меня недостаточно в этом плане одаренности, чтобы этим просто так заниматься. Этому надо учиться, это очень сложно. Есть правила, есть...

-4

Но нету желания учиться?

Ну почему же? Есть желание многому научиться, но просто времени мало, невозможно же все успеть.

Вы ж говорили «гениальная профессия», «много свободного времени»…

Ну не настолько же. К примеру, я бы хотел научиться играть на духовом инструменте. Но это серьезное дело. А музыку писать — тем более. Это же отдельный фейскурс, и на все нужно время… Но мне пока еще 20 лет, так что, может быть, еще что-нибудь и успею!

Настоящий художник должен быть правдив. На какой вопрос человек должен сам себе ответить, чтобы считать, что имеет право заниматься музыкой?

Мне кажется, самый первый вопрос — нравится ли это ему или нет. Потому что если не нравится, то этого категорически нельзя делать: насиловать себя и потом других. В музыке нужно жить, душу в нее вкладывать...

-5

Ну и напоследок, ваше обращение к армянскому зрителю.

Я благодарю и очень рад, что меня так тепло принимают в Армении. Постараюсь и в будущем не подвести армянских зрителей — играть так, чтобы они уходили с моих концертов с позитивными эмоциями от того, что я имел честь с ними поделить.