"Вилюй" - это новая строящаяся автомобильная дорога из Тулуна в Якутск, соединяющая Иркутскую область и Якутию, которая обрела статус федеральной трассы совсем недавно, в 2007 году. Пока полноценно это трасса проходима только в зимний период, потому что часть ее представляет из себя зимник, а на некоторых реках отсутствуют мосты и приходится ехать по ледовым переправам.
У меня было жуткое желание проехать по этой дороге на обратном пути из Магадана летом 2019 года, когда я проезжал Якутск. Трасса "Вилюй" действительно короче, чем крюк через Нерюнгри и Читу и в перспективе будет очень удобным вариантом, но пока что этот путь выходит намного дольше и дороге. Сначала пришлось бы переправляться на пароме через Лену, далее еще 4 паромные переправы по дороге от Якутска до Мирного, от Мирного до Усть-Кута летом дорога вообще отсутствует, поэтому единственный вариант - это еще один паром по реке Лена, который идет несколько суток. Как итог, потеря кучи времени и денег на паромы. Зимой же ехать по этой дороге сплошное удовольствие.
Строящаяся трасса начинается в Тулуне от автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» и проходит через Братск, Усть-Кут, Верхнемарково (бывшая Р-419).
Мы заезжали на нее со стороны Тайшета, где летом укатанная грунтовка. Говорят, что раньше по ней можно было проехать только в хорошую теплую погоду.
А после развилки на Вихоревке появляется асфальт
Проехали Братск и заскочили на Братскую Гэс
Дальше хорошая дорога до Усть-Кута
Которая проходит через сам город
Гонки с локомотивом БАМовской ветки, которая тоже тут проходит
И до Верхнемарково хорошая укатанная и очень красивая грунтовка
Ну а дальше начинается зимник, который почему-то называют "веселым". Около 800 километров и 1-2 дня дороги в зависимости от погодных условий и вашего профессионализма
Впервые колонна машин пробилась по бездорожью от Усть-Кута в Мирный в середине пятидесятых годов, когда потребовалось срочно завезти зимой оборудование для алмазодобытчиков. Такой же путь по этому маршруту автоколонна проделала в 1975 году, когда катастрофически обмелела Лена, и все грузы на год вперед остались на причалах Усть-Кута. Этим тогда лично занялся Николай Косыгин, возглавлявший тогда правительство Советского Союза, и движение по этому зимнику стало не то чтобы регулярным, но в зимний сезон привычным.
Этому зимнику я посвятил отдельный пост.
А вот и город алмазодобытчиков Мирный
С его легендарной кимберлитовой трубкой "Мир"
От Мирного до Якутска 1200 километров по дороге, которую раньше называли Вилюйский тракт. Она была известна еще с 17 века и связывала Якутск с селами, расположенными по реке Вилюй.
Тракт работал сначала до Вилюйска, Нюрбы и Сунтар. Потом удлинялся. С открытием алмазных месторождений его продлили до Мирного.
Движение по ней с трудом можно назвать круглогодичным, поскольку оно прерывается до сих пор в периоды ледостава и ледохода на реке Вилюй и ее притоках.
На трассе существуют в нескольких местах отсутствуют мосты и работают паромные переправы.
Пока же только через одну реку Вилюй необходимо было построить четыре крупных моста.
Мы проехали эту дорогу в рамках этапа экспедиции "Евразия: от края до края" за 5 дней в спокойном темпе и с небольшими остановками на осмотр городов и на фотографии. Очень красивая трасса, которую я рекомендую тоже посмотреть. Возникло желание тут прокатиться?
Путешествие проходило в рамках проекта "Евразия: от края до края" Богдана Булычева.
Ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback