Найти тему

"Паразиты" побеждают

Нашумевший своей победой фильм "Паразиты" вполне обладает целостностью взгляда, емкостью повествования. Целостность одна из черт дальневосточной философии: ты еще не знаешь точно о чем речь или какую именно мысль тебе предложили, но уже чувствуешь взгляд, обращенный глубоко в сущность предмета: взгляд затрагивающий разные явления или непохожих людей (как в "Паразитах"), которых сущностно объединяет что-то одно.

Все, кого мы видим в кадре в этом фильме - названы паразитами (кроме мальчика лет 7 и его старшей сестры подростка). Пусть это слово резковатое, но оно ведь верное, если вдуматься? Нам показывают две семьи, богатую и бедную, где на каждый изъян бедняка находится такой же изъян богача. Отец бедного семейства обманывает мать семейства из богатой семьи о заразной болезни домработницы. Затем мать богатой семьи увольняет домработницу не сказав о причине мужу (как и не проверив информацию), чтобы он ее не "повесил". - Она не проверит ни одного члена семьи у врача, даже совсем еще маленького сына. Не потерять свое положение в обществе (не вызвать гнев мужа, перед ним она отвечает за дом\детей) ей дороже, чем беспокойство о своих детях. Следом отец богатого семейства легко воспользуется советом своего шофера, (того самого отца из бедной семьи) где найти новую домохозяйку (ею станет мать бедного семейства, жена шофера) не проверив никак информацию, но оставшись доволен тем, что "сойду за хорошего мужа". Список обмана в этом фильме, паразитирования на понятиях вместо желания соответствовать чему-то настоящему в себе можно продолжать и продолжать. 4 человека (бедняки) обманом один за другим устраиваются на работу к богачам, вынудив уволить двоих предыдущих работников. Каждый участник этой драмы продолжает двигаться к своей заветной цели: деньги, положение в обществе, мнимое внешнее благополучие... пока концентрация низменных эмоций не достигнет предела и не взорвется. - Четверо из десяти потеряют жизнь. Но никому из них не хочется сочувствовать. Хочется найти выход из тупика.

Фильм захватывает, сюжет разворачивается динамично. При этом все происходящее в кадре настолько мерзко, цинично, глупо до тошноты - что хочется услышать развязку. Нет, не истории, а ее внутреннего напряжения. Но этой развязки здесь не произойдет.

Безусловно, две семьи с весьма неравным достатком + уволенная домработница и ее муж одним предложением описывают одну из главных проблем современного общества: резкое разделение на очень богатых, живущих в стеклянных домах вверх по лестнице и совсем бедных, живущих в подвалах. Да, бедняки, которые могут за час нагуглить инструкцию по вождению дорогого автомобиля и обманом устроиться на работу и богатые дамочки, которые демонстративно боготворят любые "творческие" проявления своих детей, игнорируя элементарно их здоровье - все они паразиты, не знающие ни цели в жизни, ни честности себе в этом признаться. Думают они лишь о своем теплом месте в этой жизни. - Вторая важная проблема общества сегодня.

Но есть еще одна серьезная проблема общества, пожалуй более древняя, постоянная, всегда актуальная, чем озвученные выше: умение так говорить о темной стороне человека, чтобы не становилось окончательно и безвыходно темно. Не в том глубина человека, что он может стать темным, но в том, что он может остаться человеком и в темные времена.

Дальневосточная философия по своему необычно и всегда глубоко выражает эту мысль в тех произведениях, где ее подлинная глубина не урезана. Где человеку, подвластному злу остается шанс на возвращение и всегда есть другой, который никогда не теряет подлинную цель из поля зрения.

-2

В 2009 году Оскар едва не получил мультфильм "Кунг-фу панда" за лучший анимационный фильм. Незаслуженно не получил (если все еще серьезно относиться к этой награде). Ведь созданный американцами он, пожалуй, достаточно ярко показывает силу дальневосточной мысли: к злу надо относиться особым образом. - Оно может быть сильно, но всегда внутренне несостоятельно. Человек, посвятивший себя злу жалок, но не унижен. А взгляд даже самого храброго воина отнюдь не лишен сочувствия, любви к тем проявлениям жизни благодаря которым хочется продолжать жить, или хотя бы понимания того, что привело отрицательного героя на разрушающий его путь - он ведь остается человеком в глубине души. "Кунг-фу панда" - это мультфильм для всех возрастных категорий: можно назвать притчей почти каждую серию, только без иносказательной формы, но выраженную своим привлекательным языком.

В "Паразитах" нет ни одного положительного персонажа, ни проблеска надежды. Даже невинные дети здесь прошмыгнули тенью на заднем плане, даже когда они на переднем плане - они не читаются как дети. Можно только утонуть в ощущении омерзения к человеку наших дней, если вовлечься в просмотр.

Разве настоящее творчество не должно побуждать человека искать в себе высшее, теплое, настоящее... или с омерзением отворачиваться от "всего себя", ставшего низшим, простейшим, но непомерно огромным?

Вольно или нет создатели фильма осуществили мечту своих персонажей: к успеху любым путем. И, боюсь, на фоне их поступка более скромные помыслы персонажей их фильма - о стеклянном доме или просто достатке - не столь уж и чудовищны. Это вам не душу из основополагающих человеческих понятий вынуть, лишив целостности глубокий взгляд в человека, подменив понятие настоящей целостности. Обманув миллионы обедневших духом окружающих чем-то таким ... "типа глубокий восточный взгляд".