Найти тему
Valentina Labodina

Творчество Паулу Мендеса да Роша

Бразильский архитектор Паулу Мендес да Роша - выдающийся представитель стиля брутализм и автор бетонных произведений искусства. Когда Мендесу да Роша в 2016 году вручали «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале за вклад в архитектуру, формулировка звучала так: «Каждый проект этого архитектора, даже созданный много десятилетий назад, выдержал испытание временем — и стилистически, и физически. Мы уверены, что это следствие его идеологической целостности и гениального решения архитектурных структур». 

Предлагаю посмотреть на самые знаковые для творчества да Роша постройки, в которых проявились все черты брутализма таким, как его чувствовал архитектор.

1. Спортивный клуб Paulistano в Сан-Паулу, 1958 год. Стадион на 2000 зрителей был создан из армированного бетона, а его металлическая крыша подвешена на стальных кабелях. Сам Мендес да Роша говорит об этом проекте как о способе выражения собственных идей. «Это здание было построено не просто, чтобы создать площадку для занятий спортом. Я хотел создать красивое пространство для людей, где бы они могли взаимодействовать друг с другом».

Автор спроектировал свой знаменитый стул «Paulistano» как раз для этого стадиона. Помимо самой спортивной площадки, Мендес да Роша спланировал внутри этого комплекса сад и залы для банкетов, для которых и предназначалась мебель.

-2

2. «Casa Mendes da Rocha» - дом архитектора, построенный для своей семьи в Сан-Паулу, 1964 год. Он полностью соответствует стилю архитектора – бетонные блоки, серый цвет и ленточное остекление. По словам Паулу Мендес да Роша, он хотел воплотить в этом проекте его представление об идеальном доме, а также изучить все технические особенности бетона.

-3

3. Бразильский музей скульптуры в Сан-Паулу, 1988 год. «Я хотел, чтобы этот музей был живописным садом. Я воспользовался преимуществами холмистой местности и превратил музей в зеленые террасы со спрятанными под землю выставочными площадями».

-4

4. В 1990-х годах Мендес да Роша завершает реконструкцию старейшего музея изобразительных искусств Сан-Паулу — Пинакотеки до Эстадо. Бразильский архитектор совершил невероятное преображение внутреннего пространства, не затронув его старинный внешний облик. Со стен музея да Роша снял штукатурку и оставил голую кирпичную кладку и отверстия в ней, которые до этого скрывали перекрытия.

Для архитектора этот проект стал одним из самых важных: «Я надеюсь, что жители Сан-Паулу смогут трансформировать целый город так же, как я сделал это со зданием Пинакотеки. Тогда обветшавший городской хаос превратится в прекрасный город».

Из последнего – спроектированный Паулу Мендесом да Роша, Центр досуга в Сан-Паулу в 2018 году вошел в шорт-лист премии Mies Crown Hall Americas Prize.

-6